Бывают же такие дни. Интернет напяливает нимб и, изображая Бога, выплескивает информацию на поиск которой уже ушла масса времени. Ни разу мне не приходила мысль, что материал «Трагедия музея 3. А Сусанну украли» станет конечной точкой в журналистском расследовании этого явления. Не закончится оно и в этой статье. Благополучного исхода, который нам так нравится в детективах, не будет.
Итак, по делу. Напомню суть вопроса. В музее истории Выксунского металлургического завода картина под названием «Сусанна» была заменена плохонькой копией. До настоящего времени это убожество демонстрируют нам в рамках экспозиции. Никого моя информация не напрягла и не заставила шевелиться, что подтверждает причастность к этому vip персон, для которых уголовное право еще не написано.
Тем не менее, история приобрела международный характер. Сегодня, на просторах сети, я обнаружил статью греческого блогера, который занимается поиском утраченных художественных ценностей.
Как смог, с помощью Яндекса, перевел. Основой для начала его расследования послужила моя статья от 2018 года. По его версии с картины известнейшего мастера уровня Рафаэля или Тициана в разное время были выполнены насколько копий. Одна – итальянского мастера которую и приобрел Баташев. Вторая- автора Charles Zacharie Landelle (1821-1908) от 1874 года которая была продан на аукционе в Вене в 2018 году. Надо отметить, что сходство с нашей «Сусанной-Итальянкой» полное, но выполнена копия в несколько другой цветовой гамме. Отметился в копировании этой дамы и французский художник Леон Франсуа Commere живший в конце19-го начале 20-го века. С копии итальянского мастера находившейся в собственности Баташевых-Шепелевых Михаил Скотти написал портрет проданный на украинском аукционе. Оригинал, с которого копировались портреты дамы до настоящего времени неизвестен. Либо безвозвратно утрачен, либо находится в частной коллекции, что более вероятно.
Ну, это версия греческого блогера. Мне кажется, что у наших заводчиков был все-таки оригинал. И копии делались с него. Москва 19 века не такой глухой угол. Почему Москва? Весьма вероятно, что до переезда на Выксу портрет итальянки пожил в доме Ивана Баташева на Швивой горке и к нам приехал после того, как Шепелевские дети передали особняк в собственность города для устройства больницы. Это во второй половине 19 века.
Ну, а что же дальше с нашей «Сусанной-Итальянкой»? О судьбе ее до кражи почитайте в моей более ранней публикации. А из вновь обретенных знаний получается следующее. 11 сентября 2010 года, аккурат после реставрации нашего местного музея, на аукционе в германском городе Мюнхене был выставлен для продажи сей портрет. Правда стал он там не Сусанной и Итальянкой, а портретом турецкой девушки 19 века. Обрамленный в богато украшенной раме с дубовыми листьями и фруктами.
Такое вот продолжение истории.
По большому счету, немцы из аукционного дома не станут портить свою репутацию и с удовольствием предоставят информацию о покупателе, и, что самое главное, о продавце. Нужно только что бы запрос был от компетентных органов. Ну, а в органы должны обратиться кто?
Владимир Королев
январь 2022 г.