Исторические художественные книги для большинства людей являются основным источником, сформировавшим знание о каком-либо событии в прошлом. Как правило, такие книги созданы писателями, хорошо изучившими исследуемую эпоху, или профессиональными историками. При этом необходимо понимать, что художественное произведение подразумевает и вымысел. И не только диалогов и мыслей героев, но и их действий, происходящих на фоне известных исторических событий. Часто в произведении исторически известные персонажи сосуществуют наравне с вымышленными, которым даются имена или фамилии людей, живших в то время, но об их участии в описываемом событии неизвестно.
Одной из главных художественных книг по выксунской истории является роман Николая Петровича Ключарёва «Работные люди» (Горький, 1984), с широко известным выксунским брэндом – «Железная роза», как автор назвал вышедшую в 1966 году отдельным изданием первую часть дилогии. Николай Петрович постоянно изучал выксунскую историю, был знаком со многими довоенными краеведами. Итогом его краеведческой работы можно считать публиковавшийся в нескольких номерах «Выксунского рабочего» в 1940 году юбилейный обзорный очерк «Из прошлого Выксы». И если в очерке изложены только исторически зафиксированные события, то в романе использовались устные пересказы воспоминаний и легенд, иногда привязанных к другому времени. Исходя из своих представлений о том времени и знаний истории Выксы, Н.П. Ключарёв создал художественное произведение, интересное не только как роман, но и как краеведческое исследование.
Особенно много в романе упоминается персоналий. И не всегда можно отличить реальных исторических персонажей от вымышленных. Сознательно автор упоминает многих людей, в том числе и неясным образом связанных с Баташевыми, Выксой, как бы приглашая читателя выяснить: кто же эти люди. Часто идёт подводка героев романа к действующим и легендарным лицам истории Выксы. Так Василий Рощин из романа превращается на каком-то этапе в разбойника, характерного для одной из версий легенды. Другой герой романа – Павел Герасимович Ястребов – так и просится в реальную жизнь, когда в начале повествования брат Ефим показал ему важность и трудность обеспечения работы воздуходувных мехов для домны. А во второй части романа «Самородки» появляются родной сын Павла, тоже горновой, Василий и приёмный Илья Лукин, занятые проблемой подачи воздуха в домну. Их усилия после смерти Павла Герасимовича завершаются заменой обычных мехов более надёжным механическим устройством. В заключительной части романа мы находим механика Василия Павловича Ястребова опечаленным проблемой «как повторить пример Ползунова»: создать «огнедышащую машину», с большей мощностью, чем снимаемой с водоналивного колеса, а также избавиться от зависимости запаса воды в пруду.
Как продолжение романа можно привести слова из очерка «Павел Герасимович Ястребов: Тот, кто построил паровую машину» из проекта «Навеки с именем твоим»: «После нескольких неудачных попыток в 1815 году усилиями механика Павла Герасимовича Ястребова, его сына Ивана Павловича и приёмного сына Ильи Ивановича Лукина машина мощностью 12 лошадиных сил для воздуходувки доменного цеха была сделана по качеству лучше «Бердов» («Выксунский рабочий» №31 от 11.08.2017). Это последний краеведческий вариант версии события, фактическая часть которой существует не один десяток лет. А первое упоминание о реальном Ястребове, участвовавшем в изготовление паровой машины, находим у Свиньина: «В 1815 году, после многих неуспешных опытов, построена, наконец, своими механиками (Ильею Лукиным и мастером Ястребовым) на Выксунском заводе, скудном водою, паровая машина силою в 12 лошадей для приведения в движение доменных мехов» (стр. 32-33). При сравнении этих текстов явно прослеживается лишь дополнение фразы Свиньина именами героев романа неизвестным автором, по памяти изложившим хорошо запомнившееся событие, не проверив, что один из источников художественное произведение. Иначе не превратился бы Василий Павлович в Ивана Павловича, и не стал бы главным изобретателем выксунской паровой машины Павел Герасимович, хорошо запомнившийся читателям со времён «Железной розы».
Работали ли на Выксунском заводе в описываемое время Лукин и Ястребовы с такими именами? Илья Иванович Лукин (1776 – 1836) - реальный мастеровой сначала Железницкого, а с 1801 года Выксунского завода. А вот Ястребовых с такими именами не было. А в качестве прототипов героев романа можно предложить кузнеца, а в конце жизни плотника Абрама Даниловича Ястребова (1743 – 1796) и его сына, в 1795 году доменного работника, Тимофея Абрамовича (1775 – 1820). И здесь ещё раз о неизвестных устных источниках Н.П. Ключарёва. Вряд ли можно придумать, что прототип Василия Ястребова старше на год Ильи Лукина, а Павел Герасимович Ястребов умер за 20 лет до изготовления его сыном паровой машины.
Из вышесказанного становится ясно, что причастными к созданию паровой машины являются Илья Иванович Лукин и, вероятно, Тимофей Абрамович Ястребов, умерший к моменту публикации записок Свиньина. Но не может быть исключено и участие в этом его младших братьев: Матвея (1784 – 1847) или Ивана (1785 – 1827) Абрамовичей Ястребовых. А до выяснения подробностей этого запутанного дела следует пока оставлять Ястребова в краеведческих и научных публикациях безымянным.