Шоу «Мы не песок» на фестивале «Выкса | Арт-овраг» в Нижегородской области объединило людей, которые никогда бы не пересеклись в обычной жизни.
Фото: Мария Муравьева / АСИ Место действия — пустующий ангар Выксунского пассажирского автопредприятия. Когда попадаешь сюда с улицы, трудно сразу понять, что происходит. Откуда-то из кучи песка вырастает человек. Он начинает танцевать с обручем. Под «куполом» делает пируэты воздушная гимнастка. На импровизированной сцене исполняется рэп, он сливается с хором ветеранов. В ангар на полной скорости въезжает автомобиль и делает «полицейский разворот». Прожектор выхватывает из темноты то беймиксеров, то исполнителей брейк-данса.
Это шоу «Мы не песок», идет репетиция.
Танец на Лебедином озере
Артем Ремизов — безработный. Его виртуозный танец на Лебединке, где он тренировался в одиночестве, привлек внимание художественного руководителя Упсала-цирка Ларисы Афанасьевой, которая приехала в Выксу в поисках талантов. Неожиданно для себя Артем стал на несколько дней артистом цирка.
Упсала-цирк — российский цирк, автономная некоммерческая организация, занимающаяся социальной адаптацией беспризорных детей и подростков, а также детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов цирковой педагогики. Работает в Санкт-Петербурге с 2000 года. Цель организации — социализация детей и создание условий для их всестороннего развития.
Артем Ремизов. Фото: Мария Муравьева / АСИ
Вместе с Артемом и цирковыми артистами на «арену» вышли еще 50 местных жителей.
«Когда мы приехали в Выксу, кинули клич и нашли здесь много творческих людей, — рассказывает коллега Ларисы, режиссер цирка Анна Березина. — Это были представители разных культур, разных поколений — от бабушек до детей, и каждый из них занимался чем-то творческим и очень любил это, несмотря на все, что происходит у нас в стране и у них в городе».
Анна Березина. Фото: Мария Муравьева / АСИ
«А когда любишь, неважно, что у тебя дома и что у тебя со здоровьем, ты просто идешь и делаешь свое дело.
Здесь происходят настоящие чудеса: люди живут в одном маленьком городе и не знают друг друга, и вдруг они знакомятся и начинают общаться.
Шоу собрали в рекордные сроки за три заезда в мае и на репетициях за неделю до первого уик-энда.
Некоторые из участников поначалу скептически отнеслись к выступлению «в цирке». Принято считать, что цирк — это что-то невероятное и очень специфическое, что «человек с улицы» не может быть артистом.
Певицы из хора ветеранов время от времени пожимали плечами: «В чем это мы таком, собственно говоря, участвуем?»
Ольга Дмитриева креативный продюсер театрального направления фестиваля «Выкса | Арт-овраг»
«Однажды перед репетицией наши мастера автоспорта выставили свои машины перед гаражом, открыли их и врубили музыку. И хор ветеранов танцевал под их треки. Для них это стало зарядом бодрости, а скептицизма как не бывало. У нас нет задачи сделать из них профессиональных артистов. Мы хотели показать им: можно смиксовать то, что, казалось бы, не миксуется, — спорт, песни, танцы, маленькие, взрослые, старые, все разные и все вместе».
По словам Ольги Дмитриевой, специфика подобных проектов состоит в том, что нет стабильности, нет гарантий того, что тот или иной человек действительно будет участвовать. Здоровье, работа, другие приоритеты. Ты говоришь: «Давайте проведем репетицию», а тебе отвечают: «А у меня сегодня день рождения тещи».
«И ты относишься с пониманием, потому что для человека семья — это приоритет, понятно, это мы сумасшедшие из мира искусства, которые готовы все бросить».
Фото: Мария Муравьева / АСИ
Важно, чтобы люди знакомились, узнавали друг друга, начинали взаимодействовать не как «противоборствующие стороны». Чтобы старики, например, не ворчали на автомобилистов: мол, мешают наслаждаться прогулкой по городу.
«Чтобы они и сами друг друга узнали, и те, кто приходит на представление (только на первый уик-энд на шоу «Мы не песок» в общей сложности пришли 1000 человек), чтобы выксунцы тоже узнали о том, что среди них есть такие люди, — отмечает Ольга Дмитриева. — Есть очень высококлассные, есть парень, который занимается воркаутом. Он делает сложные трюки на высоком уровне».
Иногда сложно отличить, где артист цирка, а где человек с улицы.
На этой волне местным жителям важно продолжать делать что-то свое, уверена Дмитриева:
«Местные ребята чуть-чуть раскачались в плане того, что можно проявлять инициативу и говорить о том, что хочется делать. И очень хорошо было бы, если бы у них получились внутренние коллаборации, например, музыканты и спортсмены. Чтобы они посмотрели друг на друга под другим углом. Важно поддержать их в этом, важно сказать: «Да, классно, что ты так видишь, надо тебе продолжать так же видеть, творить и развиваться».
Лица
Николай Луньков и Александр Коротков принимают участие в шоу со своим проектом «Сделай выбор».
Николай Луньков. Фото: Мария Муравьева / АСИ
Николай работает слесарем на заводе ОМК.
«Мы выходим на подиум, исполняем рэп, на припевах нас поддерживает хор ветеранов, — говорит Николай.
Концепция нашего трека: необходимо делать выбор в пользу чего-то важного, чего-то нужного, а не сидеть целыми днями дома и прозябать».
Александр Коротков. Фото: Мария Муравьева / АСИ
Александр — композитор, поэт, рэп-исполнитель, приверженец музыкального стиля jazz-funk jam, известный под сценическим псевдонимом Harmoniq Music, автор проекта «Слово. Звук. Образ». Занимается исключительно творчеством.
«Моя жизнь – только музыка. Я не хочу работать на дядьку, я хочу прожигать себя в искусстве, чтобы до конца понять его подлинный смысл»
, — заявляет Александр.
Дмитрий Печников и Григорий Меркулов. Фото: Мария Муравьева / АСИ
Дмитрий Печников и Григорий Меркулов уже шесть лет профессионально занимаются дрифтом, принимают участие в соревнованиях.
Дрифт — вид автоспорта, характеризующийся использованием управляемого заноса на максимально возможных для удержания на трассе скорости и угла к траектории. Соревнования проводятся на сухом асфальте, на трассах с большим количеством поворотов. Используются автомобили только с задним приводом.
Григорий работает на заводе на трубном производстве, нарезает на трубах резьбу.
Автомобильным спортом ребята увлекаются всерьез.
«С виду машина для дрифта выглядит как самый обычный автомобиль, — рассказывает Григорий. — А на самом деле вся начинка там абсолютно нестандартная. Подвеска меняется, устанавливаются более мощный мотор, агрегаты, делающие дрифт в заносе сильней».
Спорт преимущественно зимний, уточняет Григорий. Зимой машины выходят на лед. Принимаются все меры для того, чтобы это было безопасно: измеряется толщина льда, все рассчитывается по формулам.
Сегодня молодые люди ездят на свой страх и риск.
Полиция не одобряет их увлечение, несмотря на то что за шесть лет в городе с ними не произошло никаких эксцессов.
Между тем 18-летние проявляют к этому виду спорта большой интерес. Помимо всего прочего, он доступен: такую машину можно купить за 30 тыс. рублей.
Фото: Мария Муравьева / АСИ
Молодежи нужна площадка, чтобы тренироваться, но пока ее нет.
«Город должен увидеть свой потенциал, свое богатство, — считает Лариса Афанасьева. — Это высокого уровня профессионалы. Будет хорошо, если администрация, которая сегодня осуществляет в Выксе классные изменения, сделает еще один шаг и поможет парням организовать площадку для того, чтобы они перестали восприниматься как маргиналы, совершающие незаконные действия, и могли представлять Выксу за ее пределами».
Данил Кононов. Фото: Мария Муравьева / АСИ
Художественный руководитель оркестра «Культурно-вежливые» Данил Кононов обучает игре на духовых инструментах детей в музыкальной школе. В шоу его пригласили вместе с оркестром, в котором играют жители Выксы. Многие из них закончили музыкальную школу. Есть профессионалы, которые преподают в этой же музыкальной школе. Один военный в запасе, кто-то работает на заводе. Самый старший оркестрант преподает в школе физкультуру. Люди деятельные, регулярно репетируют.
«Если ты учился музыке, она остается внутри тебя, от этого не избавиться. Все равно так или иначе затягивает»
, — улыбается музыкант.
Фото: Мария Муравьева / АСИ
Помимо фестиваля, музыканты проводят концерты, участвуют в конкурсах, играют на свадьбах и юбилеях.
«Наш коллектив не муниципальный, мы ни при ком не состоим. Сейчас пытаемся добиться официального статуса, но пока мы просто сообщество друзей»
, — отмечает Данил Кононов.
Фото: Мария Муравьева / АСИ
У хора ветеранов есть официальный статус — академический.
«Мы любим музыку, любим и танцевать, и петь»,
— рассказывает участница хора Валентина Пегова. Живет в рабочем поселке Дружба, поет в хоре 20 лет.
Актриса Ирина Пегова — ее дальняя родственница.
У Валентины четыре правнука. Работала в строительной компании, разносила газеты. Перенесла операцию на сердце, но репетиции, которые проводятся два раза в неделю, старается не пропускать.
Валентина Пегова в центре у микрофона. Фото: Мария Муравьева / АСИ
Тата Польди — цирковая артистка в шестом поколении.
Тата «работает воздух» с 13 лет.
Сейчас ей 32, и официально она уже на пенсии. Но на самом деле продолжает работать в разных жанрах, на разных площадках, на разных высотах, с разными объектами — с открытым пространством, на технических кранах, над водой.
В Упсала-цирке Тата работает ведущим тренером четвертого курса. Это «курс хулиганов» — дети из групп социального риска. У нее занимаются также дети с синдромом Дауна.
Тата Польди в центре. Фото: Мария Муравьева / АСИ
«Мы учим всех детей чувствовать себя свободными, учим летать, раздвигаем границы, — говорит гимнастка. — Мы стараемся ориентироваться на личность. Если у человека есть большое желание выступать в цирке, мы стараемся это желание поддержать и развить».
По мнению Таты Польди, Выкса — это классный эксперимент:
«Это действительно интересный образ связи поколений.
Мы берем истории людей, берем свою историю и делаем общую картину. Что-то вроде пэчворка.
Разные картинки складываются в одно большое красочное панно».
Фото: Мария Муравьева / АСИ
Философия песка
Главный герой шоу «Мы не песок» — это песок. Из песка появляется человек, на протяжении всего представления песок откуда-то высыпают, рассыпают, метут и развеивают.
Как рассказала руководитель Упсала-цирка Лариса Афанасьева, она сама родилась в маленьком городке, и, приехав в Выксу, сразу почувствовала это настроение маленького города:
«Мы песчинки в большом хаосе мира и ни на что не можем повлиять».
Лариса Афанасьева. Фото: Светлана Булатова / АСИ
«На самом деле это наше большое заблуждение, — уверена Афанасьева. — Мы, конечно, не песок, мы личности. Мы убедились в этом, когда познакомились с потрясающими людьми, начиная от хора ветеранов, где самому старшему участнику за 80, и заканчивая городскими хулиганами, которым по 17–18 лет, которые дрифтуют на машинах».
Кроме того, выяснилось, что в Выксе добывается карьерный песок:
«Мы решили, что песок как образ — это очень интересная вещь. Поэтому высказывание наше о том, что мы, с одной стороны, рождены из этого песка, а с другой — у нас есть всегда шанс оставить после себя что-то, сделать какую-то форму из него».
В первый момент, узнав, как называется шоу, дамы из хора ветеранов насторожились: не означает ли это, что они настолько старые, что из них уже сыпется песок?
«На самом деле в этом ничего нет обидного. Даже если вы настолько стары, что из вас сыпется песок, вы прокладываете по этому песку дорогу, по которой идти следующему поколению, – уверяет Лариса. – Время быстротечно — еще один смысл. Как команде нам было интересно играть с этой формой, придумывать какие-то сообщения. Насколько они прочитались, не знаю, но что нам было интересно поиграть в этой большой песочнице в ПАПе, это точно».
Фестиваль «Выкса | Арт-овраг» проводят Объединенная металлургическая компания и фонд «ОМК-Участие» ежегодно с 2011 года.
Это единственный в России пример культурного проекта, развивающего целый город. Программа фестиваля объединяет современное искусство, театр, паблик-арт, музыку и спорт. За 10 лет существования фестиваля в Выксе было создано около 100 стрит-арт работ, паблик-арт-объектов и объектов городского дизайна, запущена программа промышленного туризма и открыта арт-резиденция Vyksa, где побывали более 40 художников со всего мира.