Состоялся первый уикенд фестиваля «Выкса | Арт-Овраг», представив широкой публике результаты сотворчества современных российских и зарубежных художников с Выксой и ее жителями. Первый уикенд Х юбилейного фестиваля «Выкса | Арт-Овраг» — фестиваля для тех, кто ищет новых впечатлений за пределами больших городов — состоялся в Нижегородской области 27–29 августа. Фестиваль представил широкой публике результаты сотворчества российских и зарубежных художников, музыкантов и режиссеров с моногородом Выксой и ее жителями. Такую возможность самовыражения выксунцам подарили организаторы Выкса-фестиваля — благотворительный фонд «ОМК-Участие» и Объединенная металлургическая компания (ОМК).
В 2021 году главные события фестиваля охватывают не одни летние выходные, как это было раньше, а два уикенда: 27–29 августа и 24–26 сентября.
В течение нескольких месяцев жители города в сотворчестве с самыми разными художниками готовили спектакли, перформансы и выставки, а на самом фестивале горожане и гости фестиваля смогли пообщаться с их создателями на открытых интервью и мастер-классах. Творческими партнерами горожан стали известный фотограф-бытописатель Дмитрий Марков, классик современной академической музыки Владимир Мартынов, молодой композитор Дмитрий Баженов, режиссеры Андрей Маник, актриса и режиссер Алина Насибуллина, писательница Людмила Петрушевская, актрисы Ирина Пегова и Роза Хайруллина, группы Zventa Sventana и АИГЕЛ, журналистка Мари Армас и многие другие. Организаторы фестиваля представили зрителям десяток премьер: музыкально-пространственный перформанс «Триоратория», иммерсивный site specific спектакль «Карамзин. Театр в деревне», театрализованные променады «По углам», «По домам» и «По водам», спектакль «Он в Аргентине», постдраматический перформанс «Упсала-цирка», проект «Пустой пьедестал» Чарльза Ренфро, новый мурал, выставки Дмитрия Маркова и Людмилы Петрушевской, а также премьеру совместного трека Zventa Sventana и АИГЕЛ.
В 2021 году «Выкса | Арт-Овраг» представил большую инклюзивную программу. Гости и жители Выксы с инвалидностью, в том числе дети, могли посетить краеведческий променад-спектакль, театральные и цирковые перформансы, музыкальные события и мероприятия детской программы. Одна из главных целей Выкса-фестиваля — развитие инклюзивной среды в искусстве, то есть предоставление новых возможностей людям с инвалидностью стать активными участниками культурной жизни города. В рамках проекта фонда «ОМК-Участие» по социализации людей с инвалидностью «Выкса. Доступ есть» особое место в программе фестиваля заняли мероприятия с тифлокомментированием и переводом на русский жестовый язык.
«И выксунцы, и люди, приехавшие из других городов, остались этим фестивалем удивлены. Горожане — тем, что именно их таланты встали во главу угла. Гости — Выксой, где творится первоклассная новая культура. Удивление — очень важная энергия. Все эти три дня в городе было ощущение драйва, веселья, единения. Большинство людей, которых я встречал, опасались, что не успеют увидеть что-то из программы. Это ровно те чувства, которые мы с командой мечтали бы вызвать у гостей фестиваля»
, — рассказал директор Выкса-фестиваля
Фёдор Павлов-Андреевич.
«Программа этого года построена на сотрудничестве выксунцев и наиболее ярких деятелей новой культуры, она открывает возможности творчества и образования. Мы создаем в Выксе сообщество горожан, которые вместе с нами меняют город к лучшему»
, — отметила создатель фестиваля, председатель попечительского совета фонда «ОМК-Участие»
Ирина Седых.
Второй уикенд фестиваля состоится 24–26 сентября 2021.
Все обновления программы появляются на сайте: vyksafest.com/schedule.
Приобрести фестивальный пасс можно на сайте www.vyksafest.com.ПОДРОБНЕЕ: ТриораторияКак поет шуховская башня в Выксе? Как вибрирует Пустой пьедестал
Чарльза Ренфро на выксунской Красной площади? И неожиданно: как шелестят крылья голубей под куполом флорентийского соборе Санта-Мария- дель-Фьоре?
На эти вопросы отвечали три произведения композитора-патриарха
Владимира Мартынова, композитора-юниора Дмитрий Баженов и средневекового бельгийского композитора-авангардиста
Гийома Дюфаи. А вместе с ними — работы трех гениев-архитекторов: итальянца
Филиппо Брунеллески, создателя флорентийского собора, русского инженера
Владимира Шухова, создателя уникальных гиперболичных конструкций, в том числе выксунской водонапорной башни, и автора выксунского Пустого пьедестала, американца
Чарльза Ренфро. Отвечали вместе: монументальным музыкально-пространственным проектом «Триоратория», созданным при поддержке Фонда InArtibus.
Центром действия стал диалог музыки старинной и современной. 75-летний классик Мартынов и 27-летний дебютант Баженов проложили путь в XV век — прямо к своему идейному наставнику Дюфаи. Следующая нить протянулась от металла к архитектуре. Акапельное пение выксунского хора усилили идиофоны — редкие инструменты, изготовленные из стали Выксунского металлургического завода под руководством исследователя современной музыки
Петра Айду. В его интерпретации металлический голос завода звучит на спроектированных специально для проекта акустических инструментах. Ещё одна связь — хоровая. Возрождённый к фестивалю
большой выксунский хор, московский «Хронос» Евгения Скурата и
выксунский детский хор ДК имени Лепсе.
Художником и режиссером «Триоратории» выступила
Катя Бочавар, хормейстером
Андрей Котов, автор идеи — историк музыки
Ксения Ануфриева.
Он в АргентинеОдним из центральных событий фестиваля стал оммаж мастеру современного театра, режиссёру и театральному педагогу Дмитрию Брусникину — на сцене выксунского ДК им. Лепсе спектакль по пьесе
Людмилы Петрушевской в дуэте с выдающейся
Розой Хайруллиной сыграла
Ирина Пегова.
Впервые «Он в Аргентине» поставил на сцене МХТ им. Чехова Дмитрий Брусникин в 2011 году. Одну из ролей в спектакле репетировала выдающаяся актриса театра и кино Ия Саввина — она ушла из жизни, не успев сыграть премьеру. Тогда на роль престарелой актрисы Дианы ввелась не подходящая на эту роль по возрасту, но идеальная по темпераменту Роза Хайруллина. С ней в дуэте играла Марина Голуб — актриса трагически погибла, сыграв генеральный прогон. Несмотря на печальные обстоятельства, спектакль восстановили: на роль немолодой нагловатой Нины за пять дней ввели молодую актрису МХТ Юлию Чебакову. Впоследствии этот спектакль поставил ее в ряд ведущих актрис театра. В выксунской версии спектакля
Юлия Чебакова дебютировала в роли режиссера. «Стопятидесятилетняя» Диана — всё та же Роза Хайруллина. А в роли Нины — выксунка Ирина Пегова — любимая актриса жителей города, однако прежде никогда не поднимавшаяся на сцену у себя на малой родине.
Карамзин. Театр в деревнеВ 1990 году
Людмила Петрушевская писала свой верлибровый роман в Дубцах (16 км от Выксы). Текст называется «Карамзин. Деревенский дневник». 31 год спустя он оживает голосами и жестами воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Пеликан» и других выксунских подростков.
«Карамзина» сделали выпускница Мастерской Брусникина
Алина Насибуллина и выпускница Мастерской Дмитрия Крымова
Аня Гребенникова. Площадка и главный герой — ДК села Досчатое, построенный в 1953 году. Неоклассицистическая легенда, здание-харизматик, в котором менялись судьбы и спасались жизни. Но география «Карамзина» намного масштабнее. Он начнется уже в автобусе, который везет зрителей на спектакль, а заканчивается на берегу Оки.
ПАП-АП: шоу Упсала-Цирка «Мы не песок»Ещё одна премьера фестиваля в 2021 году — совместный перформанс «Упсала-Цирка» и жителей города в ангарах Выксунского пассажирского автотранспортного предприятия. Про нашу реальность, надежду и сопротивление зацементированной реальности. Про то, как важно быть разными, принимать и любить себя, радоваться жизни во всех ее проявлениях. Про невидимую, но ощутимую связь поколений. Вместе с новообращенными артистами, которыми стали более 40 выксунцев: спортсменами, байкерами, стритрейсерами, кузнецами, рэперами и участниками хора ветеранов — труппа цирка соединила в своем шоу несоединимое: акробатику, кик-скутинг, трюки на BMX, автотюнинг, музыкальные биты и брейк-данс. Шоу «Мы не песок» стало коллаборацией людей и видов искусства, которые бы никогда не пересеклись в обычных обстоятельствах.
«По углам», «По домам», «По водам»Краеведческий променад-спектакль режиссёра
Андрея Маника «По углам» предложил участникам фестиваля изучить город с самых разных сторон и ответить на вопрос «Что такое Выкса?». В роли экскурсовода —
Фёдор Павлов-Андреевич, актерами стали жители Выксы.
«По домам» Андрея Маника — это полная выксунизация за один день. В своих частных домах и квартирах коренные выксунцы встречали зрителей-участников аутентично накрытыми столами и невыдуманными историями.
Любовь и расставания, притчи из жизни командировочных, интересные увлечения и дивные местные обычаи — спектакль-поход, разворачивающийся в домах жителей Выксы, укладывается в калейдоскоп событий далекого и недавнего прошлого. Люди всех возрастов щедро угощали историями из жизни и блюдами, которыми гордятся. Среди блюд: рисовый курник и выксунская лазанья-вегетарианка, драники по-Шиморски и халуми «Беленький песочек», пироги с улицы Пирогова и каша с кроликом имени семьи Голотвиных. Без слов рассказывали о себе и постройки, в которых живут герои спектакля: хрупкий двухэтажный дом на четыре квартиры, большой четырехэтажный коттедж, скромный частный домик и типовая квартира в панельке. Все истории — это еще и размышления выксунцев о том самом культурном коде, который скрывается за буквой Ы в названии их родного города.
«По водам» — третий поход Выкса-фестиваля. Гости фестиваля, увидели Выксу с воды, отправившись в путешествие на SUP-досках, услышали историю Верхнего пруда, его берегов и людей. Вместе с саперами в поход по водам отправился один из трёх плотов, созданных в рамках фестиваля в 2017 году — «Самолёт-прищепка» выксунского дизайнера и архитектора Екатерины Кулевой.
Открытие пустого пьедестала Чарльза РенфроПо приглашению Выкса-фестиваля гуру мировой архитектуры Чарльз Ренфро стал автором «Пустого пьедестала» на выксунской Красной площади. Его проект — отправная точка для серии резиденций современных художников со всего мира.
Ренфро вдохновлялся наследием Владимира Шухова, который создал, в том числе и первые российские нефтепроводы. Поэтому внешне пьедестал представляет собой раскрученную стальную трубу. Инженерную разработку и изготовлением пьедестала осуществили на Выксунском заводе ОМК.
Открытие «Пустого пьедестала» состоялось 28 августа, сводный детский хор Выксы исполнил мировую премьеру хорового произведения молодого композитора Дмитрия Баженова, написанного по чертежам Ренфро к «Пустому пьедесталу».
Открытие мурала «Смайл»Эскиз для нового выксунского мурала выполнили местные дети в возрасте от 6 до 14 лет на занятиях в выксунской арт-резиденции. Настенный рисунок площадью более 200 квадратных метров стал первым детским произведением в коллекции уличного искусства города. В создании художественного произведения ребятам помогли автор проекта, куратор индустриального стрит-арт парка Выксы
Ольга Погасова и опытный художник-педагог, один из первых веб-дизайнеров России,
Наталья Стручкова.
В течение нескольких дней ребята гуляли по Выксе в поисках предметов круглой и треугольной формы. Они и стали прообразами элементов будущего мурала: круглый живот почтенного выксунца в магазине, треугольный подбородок рабочего на остановке, сережка в ухе юной барышни, колесо автомобиля, глазной зрачок, старый фонарный столб. Подобные практики расширения восприятия, наблюдения и преобразования своей повседневности корнями уходят в авангард и практику «расширенного смотрения» известного русского художника начала ХХ века Михаила Матюшина. На основе рисунков детей, объединив их в единую композицию в характерной для себя пиксельной манере, художница Наталья Стручкова создала коллаж росписи. Мурал «Смайл» появился на торце пятиэтажного дома №13 в выксунском микрорайоне Жуковского. Ранее эту стену украшала работа «Гитарист», которую в 2013 году на фестивале «Арт-Овраг» выполнил сибирский художник Василий Каптырев. Летом 2021 года его роспись закрыли утеплителем при ремонте дома. Новый рисунок на стену дома нанесли московские художники
Сергей Овсейкин и
Иван Максимов.
Союз обожателей фольклораСовместный проект звезд электронной фолк-сцены
Zventa Sventana (Тина Кузнецова и Юрий Усачев) и электронного хип-хоп-дуэта
АИГЕЛ (Айгель Гайсина и Илья Барамия). В июне 2021 года Zventa Sventana и АИГЕЛ провели этнографическую экспедицию в Выксе и одиннадцати окрестных деревнях. Пообщавшись с местными жителями, а также посетив градообразующее предприятие — Выксунский завод ОМК, музыканты собрали обширный материал и создали
трек «Колечко», первое концертное исполнение которого состоялось в рамках их совместного концерта 28 августа на Выкса-фестивале.
Сон в музее с Женей ГорбуновымВ ночь с 28 на 29 августа в Выксунском музее прошел первый в России музейный слиповер (от англ. sleepover — ночевка). 40 счастливых людей в мир сна провела йогиня, учитель медитации и соосновательница проекта «Сонный движ»
София-Злата Шестаковская. Участники засыпали под музыку медиахудожника и перформера, сооснователя группы
«ГШ» и автора проекта
«Интурист» Евгения Горбунова. Гостем фестиваля предлагалось прийти со своим спальным мешком или взять его на ночь прямо в музее.
Серия интервью с Мари АрмасЗа субботу и воскресенье ведущая радиостанции «Серебряный дождь Мари Армас взяла полтора десятка интервью у 25 участников Выкса-фестиваля. У каждого гостя фестиваля был шанс задать свой собственный вопрос Ирине Пеговой и Людмиле Петрушевской, Дмитрию Маркову и Владимиру Мартынову, Тине Кузнецовой и Розе Хайруллиной и многим другим. Главные фестивальные герои рассказали о работе в Выксе и с Выксой, о своих планах и мечтаниях.
Сезон Людмилы Петрушевской в ВыксеРезультатами резиденции живого классика современной литературы Людмилы Петрушевской в Выксе стали спектакли «Он в Аргентине» и «Карамзин. Театр в деревне», студия акварели «Мания розы», «Кабаре Поросенка Петра» и «выставка ахиней» «До завтра пять дней», где выксунцы и гости фестиваля увидели иллюстрации к знаменитым лингвистическим сказкам Петрушевской «Пуськи бятые», оригинальные комиксы о собаке Замурзике и её семье, объявления «Ахинеи», а также поэму в картинках «По, Ли, Бо и Кюи».
Школа фотографииГостем первого уикенда также стал один из самых популярных в России фотографических бытописателей
Дмитрий Марков. «Достоевский от фотографии» провёл неделю в Выксе, отыскивая свои, только ему одному подвластные, сюжеты. Результаты его экспедиции можно было увидеть на выставке в первый фестивальный уикенд в ДК Речников в деревне Шиморское рядом с Выксой. Там же, на сцене сельского ДК состоялся паблик-ток Маркова с еще одним резидентом города — Людмилой Петрушевской.
В первый фестивальный уикенд мастер-класс уличной фотографии дал самарский
фотограф Арсений Котов. Он ищет вдохновение в советской архитектуре, приобретающей в его снимках черты мифологии. Котов документирует осколки прошлого, которые находит в необычных объектах архитектуры и покинутых краях. В его архиве — тысячи фотографий и более 130 городов. Вместе с Арсением Котовым гости фестиваля отправились в путешествие по Выксе, учились видеть живые истории в обычных бытовых сценах и привычных объектах, а также узнавали о технической стороне фотоискусства.
А во второй уикенд ШУФ проведет
Алексей Васильев, фотограф-документалист из Якутии. Работы Васильева публиковались в самых авторитетных российских и зарубежных изданиях, в том числе в National Geographic, The Guardian, Wired, LensCulture, «Медуза», «Такие дела».
Спортивная программаВ этом году спортивная программа фестиваля «Выкса | Арт-Овраг» была представлена не только привычными для горожан видами спорта, такими как
ВМХ, скейтбординг, но также новыми проектами
(parkrun) и дисциплинами —
SUP-бординг, кик-скутер. Программа первого уикенда была посвящена знакомству горожан с SUP-культурой во всех ее популярных проявлениях: от йоги и гонок на SUP-досках до SUP-экспедиции по Выксунским прудам.
Одним из центральных событий спортивной программы фестиваля стал масштабный забег в рамках открытия трассы parkrun в городе Выксе. Для всех любителей скейтбординга, bmx и кик-скутеров прошли профессиональные соревнования, мастер-классы и живое общение с атлетами.
Новое место силы в Выксе, появившееся благодаря фестивалю — пляж Ипанема. Все фестивальные выходные здесь проходили воркшопы для тела и ума: танцевальные уроки (зумба, контемпорари, хип-хоп), разные стили йоги, телесно ориентированные практики и медитация.
Детская программаПлощадкой детской программы фестиваля стала общеобразовательная школа №8 и прилегающая к ней часть Лесопосадки – одного из парков Выксы. Из открытых окон школы доносилась музыка в исполнении юных диджеев и звуковые эксперименты студии «Шумотека», приглашая гостей фестиваля войти. В классах школы разместились мастерские, а в атриуме — длинный стол, где дети и взрослые представили результаты своей работы. Занятия проходили при участии педагогов проекта «Учитель для России», что в дальнейшем обернется новыми практиками — где-то начнёт работать своё школьное издательство, где-то театральные мастерские. В заключительный день каждого уикенда была представлена театрализованная постановка со всеми желающими участниками фестивальных мастерских.
Маркет, фуд-кортПод арт-объектом Тимы Ради ВСЕ ЭТО НЕ СОН в парке Лесопосадка на время фестиваля открылся выксунский — маркет, фуд-корт и музыка из Выксы, Москвы и Нижнего. Там же прошла самая жаркая вечеринка — afterparty фестиваля с лучшими диджеями из Нижнего.
Фестиваль благодарит компанию «Металл Проект», Банк «Открытие» и Фонд поддержки классического и современного искусства InArtibus за помощь в создании проектов фестиваля.Фестиваль «Выкса | Арт-Овраг»Проводится Объединенной металлургической компанией и фондом «ОМК-Участие» ежегодно с 2011 года. «Выкса | Арт-Овраг» — единственный в России пример культурного проекта, развивающего целый город. Программа фестиваля объединяет современное искусство, театр, паблик-арт, музыку и спорт. За десять лет существования фестиваля в городе Выкса было создано около 100 стрит-арт работ, паблик-арт объектов и объектов городского дизайна, запущена программа промышленного туризма и открыта арт-резиденция VYKSA, где побывали уже более 40 художников со всего мира. С годами основной акцент фестиваля трансформировался и сейчас в большей степени направлен на комплексное развитие городской среды Выксы и близлежащих территорий и творческую самореализацию жителей.
Благотворительный фонд «ОМК-Участие»Благотворительный фонд поддержки семьи, защиты детства, материнства и отцовства «ОМК-Участие» создан по инициативе руководителей и сотрудников Объединенной металлургической компании. «ОМК-Участие» помогает улучшать качество жизни детей с инвалидностью или без попечения родителей и формирует инклюзивную среду, развивает культуру, искусство и создает возможности для просвещения, образования и творческой реализации местных сообществ. Также фонд оказывает адресную помощь семьям и детям в трудной жизненной ситуации. Фонд решает масштабные социальные задачи и входит в топ-30 рейтинга корпоративных и частных благотворительных НКО по уровню партнерского потенциала по версии RAEX.
Объединенная металлургическая компания (АО «ОМК»)АО «ОМК» — системообразующая компания России. Обеспечивает российский топливно-энергетический комплекс, предприятия атомной, тепловой энергетики, строительства, машиностроения, автомобилестроения и железнодорожного транспорта совершенными и продуманными решениями в области продукции и сервиса. В составе ОМК — шесть крупных предприятий металлургической и машиностроительной отраслей, сеть вагоноремонтных депо, являющихся лидерами рынка. Выксунский металлургический завод является крупнейшим предприятием компании, входит в нее с 1999 года. В компании — более 34 тыс. сотрудников, уровень защищенности на производствах ОМК — один из самых высоких в отрасли (LTIFR в 2020 г. — 0,79). ОМК ведет бизнес на основе национальных приоритетов и Целей устойчивого развития ООН, реализует системные проекты в области развития комфортной городской среды и развития местных сообществ.
«Выкса. Доступ есть»С 2018 года благотворительный фонд «ОМК-Участие» реализует проект по социализации людей с инвалидностью в Выксе (Нижегородская область). Цель – дать возможность людям с инвалидностью стать активными участниками культурной жизни города. При этом акцент в проекте сделан на инклюзивный подход — то есть на одновременную работу с людьми с инвалидностью и без. Стартовой площадкой стал музей истории выксунского завода ОМК. Программа нацелена на развитие лучших инклюзивных практик в музейной среде и толерантности общества к людям с инвалидностью.
В рамках проекта разработаны 25 экскурсионных маршрутов, адаптированных для людей с различными формами инвалидности: по музею истории выксунского завода ОМК, на само предприятие (промышленный туризм) и по городу. Проект стал логичным продолжением 10-летней системной работы фонда в области развития инклюзии, улучшения условий жизни и реабилитации людей с инвалидностью.
Смотреть фотографии:Детская программа фестиваля «Выкса | Арт-Овраг» 2021<
Он в АргентинеПустой пьедесталZventa Sventana+АИГЕЛДмитрий Марков public talkПАП-АП. Упсала-ЦиркСмайл. Открытие муралаДом интервьюПо домамСпортивная программаИпанемаПо угламТриораторияКарамзин. Театр в деревнеПривоз. (Маркет)ШУФ. Арсений КотовАрт-Овраг 2021. День Третий, 29.08.2021.Арт-Овраг 2021. День Второй, 28.08.2021Арт-Овраг 2021, День первый