Центральное событие Сезона Петрушевской в Выксе — оммаж мастеру современного театра, режиссёру и театральному педагогу Дмитрию Брусникину (1957–2018) на сцене выксунского ДК им. Лепсе.
В дуэте с выдающейся Розой Хайруллиной сыграла самая любимая актриса города, уроженка Выксы Ирина Пегова.
Постановка: Юлия Чебакова
Декорации и костюмы: Аня Гребенникова
ПЬЕСА
Что будет, если столкнуть в старом санатории (предположим, он находится в окрестностях Выксы, на реке Оке) двух сильных и совершенно разных женщин? Одна – интеллигентная и холеная престарелая артистка. Другая — простая, косноязычная, нагловатая сестра-хозяйка.
Что случится, если выяснится, что у них гораздо больше общего, чем они могли бы предположить? Он – один мужчина на две судьбы. В одной судьбе он верный муж, во второй — любовник и отец детей.
Что произойдет, когда любовный треугольник раскроется? Зрителя ждет захватывающий сюжет, смех и слезы, переживания и неожиданный финал.
Эта пьеса относится к «поздней Петрушевской». Тут ещё больше абсурда, гротескное бытописание обращается в чистую поэзию, а трагическое одиночество «маленькой женщины» Петрушевской достигает своего исторического максимума.
ИСТОРИЯ
Впервые «Он в Аргентине» поставил на сцене МХТ им. Чехова Дмитрий Брусникин, и это было 2011 году. Одну из ролей в спектакле репетировала выдающаяся актриса театра и кино Ия Саввина — она ушла из жизни, не успев сыграть премьеру, это были ее последние в жизни репетиции. Тогда на роль престарелой актрисы Дианы ввелась не подходящая на эту роль по возрасту, но идеальная по темпераменту Роза Хайруллина. С ней в дуэте играла Марина Голуб, по просьбе которой Петрушевская написала эту пьесу — актриса трагически погибла, сыграв генеральный прогон.
Но несмотря на эти печальные обстоятельства, спектакль восстановили: на роль немолодой нагловатой Нины за невероятные пять дней ввелась молодая актриса МХТ Юлия Чебакова, которую этот спектакль вывел в ряды ведущих актрис театра.
Мхатовской версии спектакля больше нет, и выксунская постановка возвращает зрителю эту важную в биографии драматурга пьесу.
ВЫКСА
Теперь Юлия Чебакова сама дебютирует в роли режиссера новой, выксунской версии спектакля по Петрушевской — трибьюта создателю оригинала, всеобщему любимцу Дмитрию Брусникину.
«Стопятидесятилетняя» Диана — всё та же Роза Хайруллина, заслуженная артистка Татарстана (не зря же поезда в Казань идут через ближайший к Выксе ж/д вокзал, станцию Навашино!). Ну а в роли Нины — выксунка и любимая актриса целого города, прежде никогда не поднимавшаяся на сцену у себя на родине, — Ирина Пегова.
«Для нашего фестиваля важен локальный смысл и так называемая «выксунизация» проектов новой культуры. Для многих Петрушевская — в первую очередь, имя, принадлежащее театру, и нам было важно в рамках Сезона Петрушевской в Выксе показать значимую театральную премьеру, одну из ролей в которой сыграла бы актриса из Выксы. В финале же спектакля прозвучит новое танго, написанное Петрушевской в рамках ее выксунской резиденции», — говорит Ирина Седых, глава попечительского совета фонда «ОМК-Участие», в 2011 году основавшая «Арт-Овраг».