Первая паровая машина для доменного дутья появилась на Выксунских заводах еще в 1815 г., однако вплоть до середины 90-х гг. водяные двигатели были главным фактором производства. Заводы недаром назывались вододействующими: более сотни лет всю тяжелую работу на них выполняли механизмы, приводимые в движение водяными колесами. В XVIII в. для приведения в движение многопудовых молотов, станов, мехов воздуходувок другого двигателя, кроме водяного колеса, не было. Мускульная сила человека и лошади уже не могла справляться с такими задачами. Несмотря на большую трудоемкость, громоздкость и дороговизну (стоимость гидроузла составляла от 30 до 50% стоимости завода), гидросооружения строили — другого выхода не было.
В начале 1894 г. на Выксунских заводах действовало 13 паровых машин общей мощностью 414 л. с. и 16 водяных двигателей общей мощностью 276 л. с. Решающая победа пара над водой на Выксунских заводах произошла в 1894 г., когда была пущена 1000-сильная паровая машина. После этого началось быстрое вытеснение водяных двигателей, и в первом десятилетии ХХ в. они практически исчезают. Впрочем, в 1930-е гг. на старом лесозаводе еще работали водяная турбина и водяное колесо. Если верить писателю А.Г. Письменному, то в те же годы на воде работал даже один стан Досчатинского завода.
Макаров И.А. "Антон Лессинг и его время. Серебряный век Выксунской металлургии"