Опыт программы «Учитель для России» в Выксе Алена Маркович, соосновательница программы «Учитель для России», исполнительный директор благотворительного фонда «Новый Учитель»Программа «Учитель для России» работает как партнерство школ, муниципалитетов, региональной власти и компаний, социально ответственных и готовых инвестировать в поддержку школ на своих территориях присутствия. Наша работа в городском округе города Выкса Нижегородской области – это отличный пример того, как такое партнерство может работать и приводить в школы молодых и мотивированных учителeй. Мы очень признательны компании «ВМЗ» за поддержку и сотрудничество и уверены, что вместе мы сможем сделать современное образование более доступным для каждого ребенка. Программа «Учитель для России» реализуется в Нижегородской области с 2019 года совместно с благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и при поддержке Выксунского металлургического завода (ВМЗ). Благодаря этому в 15 школ городов Выкса и Дзержинск, испытывающих острый недостаток в кадрах, приехали работать 36 педагогов.
Вакансия закрыта Иван Родионов, директор школы №11, Выкса, Нижегородская областьДва года назад к нам в город приехали из Москвы методисты, которые на совещании директоров подробно рассказали о программе “Учитель для России”. У меня на тот момент были вакансии преподавателей русского языка, литературы и иностранного языка, поэтому меня это очень заинтересовало. И в результате обе вакансии были успешно закрыты. На следующий год наша школа точно так же, благодаря участникам программы, пополнилась учителями информатики и математики.
Хочу отметить, что к нам в последнее время поступило довольно много новой техники, поэтому очень важно, чтобы её грамотно эксплуатировали и эффективно использовали. Так вот, учителя для России, наряду с нашими педагогами, также весьма успешно владеют всеми техническими новинками, хорошо ориентируются в возможностях современных гаджетов, а потому активно применяют их на уроках и во внеурочной деятельности. То есть те самые STEAM технологии, о которых так много говорится в последние годы, для них не какой-то модный термин, а понятие, наполненное практическим смыслом.
Насколько я знаю, все участники программы прошли подготовку в рамках той предметной области, которая соответствует их первому образованию. То есть инженеры учатся на физиков и математиков, переводчики – на учителей иностранного, филологи и лингвисты – на преподавателей литературы и русского, и так далее. Люди уже имеют довольно основательный фундамент в той или иной области наук, а при обучении главный упор делается на то, как донести до школьников знания в рамках предмета. Плюс подготовка в области педагогики и психологии. Но в ряде случаев в программе принимают участие и люди, уже когда-то работавшие учителями. Они имеют возможность, например, переквалифицироваться и получить право преподавать другой предмет. Причём обучение нередко идёт параллельно с основной трудовой деятельностью.
Как известно, всем участникам программы в течение двух-трёх лет полагается надбавка к зарплате. И если этот фактор помогает привлечь людей в профессию, а также помочь им в ней закрепиться хотя бы на некоторое время, чтобы ликвидировать кадровый голод, то всё это вполне оправдано.
И ещё. Не стоит думать, будто программа “Учитель для России” имеет цель поставить под сомнение сам факт существования педагогических вузов. Мол, зачем нам эти специализированные организации, если можно просто взять любого специалиста, бакалавра или магистра, оперативно обучить его основам методики, педагогики и психологии, и отправить работать в школы. Нет, всё-таки педвузы должны обязательно быть. Но сегодня дефицит педагогов в провинции, особенно на селе, очень высок, поэтому надо использовать любую возможность, чтобы решить эту проблему. Программа “Учитель для России” – это не замена профессиональных учителей кем-то другим, а помощь школам в сложившейся непростой ситуации.
Цитата номера Сергей Косарецкий, директор центра социально-экономического развития школы, доцент департамента образовательных программ института образования НИУ ВШЭПо основному показателю равенства образования – влиянию связи социально-экономического статуса семьи с академическими результатами, Россия превышает среднее международное значение и сопоставима со странами-«конкурентами». Хуже ситуация обстоит с показателями социальной инклюзии: изоляцией наименее социально благополучных школьников, концентрации детей с низким социально-экономическим статусом в одних и тех же школах и резильентности – доли учащихся с низким индексом социально-экономического благополучия, достигающих высоких результатов в исследованиях качества образования.
Особое беспокойство вызывает неравенство в доступе к ресурсам. Школы на территориях малых городов и сел испытывают кадровый и материально-технический недостаток. Эти показатели у нас ниже средних международных.
В частности, такие школы менее привлекательны для трудоустройства молодых педагогов. Они часто находятся в ситуации “кадровой стагнации”, когда преобладает большое число педагогов преклонного возраста, учителей с профессиональным выгоранием. Общеизвестно, что именно качество кадров является определяющим для успешности образования. Изменение этой ситуации в таких школах может стать ключом к выходу из тупика.
У меня все получится! Анастасия Сорокина, социальный педагог школы №1 пос. Ближне-Песочное, Нижегородская областьПо первому образованию я менеджер, но по специальности не работала, потому что уже к концу обучения поняла – это не мое. После института несколько лет была координатором волонтеров. О существовании программы «Учитель для России» узнала случайно благодаря наружной рекламе. Решила поискать информацию на сайте, в результате стала участником программы.
Если честно, мысль о том, чтобы связать свою жизнь с педагогикой и психологией, возникала у меня уже давно. Я даже магистратуру выбрала по этому профилю. Правда, было не совсем понятно, кем быть – либо стать психологом, либо пойти работать с детьми. Выбрала второй вариант и ничуть об этом не жалею.
Подавая заявку, я указала, что хотела бы работать в небольшой школе, порядка 200-300 детей, чтобы иметь возможность всех знать не только в лицо, но и по имени, познакомиться с ними как можно лучше. Я отказалась от одной очень солидной и продвинутой образовательной организации, потому что там было более 800 учеников. Когда пришла в школу в Ближне-Песочном, поговорила с директором, походила по кабинетам, я поняла: мне здесь нравится!
Тут есть еще один момент. В прошлом году, весной, я приняла участие в конкурсе проектов благотворительного фонда «ОМК-Участие». Моя заявка касалась идеи создания при школе инклюзивной керамической мастерской и студии мыловарения. У нас три класса, в которых учатся дети с ОВЗ, поэтому проблема довольно актуальная. Возможно, именно поэтому наш проект получил грантовую поддержку. Сейчас мы проводим еженедельные занятия для детей с ОВЗ и добавили в программу уроков по изо и технологии занятия по гончарному искусству и мыловарению.
Программа «Учитель для России» рассчитана на два года с возможностью продления еще на год. Я планирую развивать свое участие в ней, чтобы в дальнейшем стать куратором для других учителей для России. У меня все получится.
Мы выбираем, нас выбирают Наталья Чуркина, директор школы №1 пос. Ближне-Песочное, Нижегородская областьО программе «Учитель для России» я узнала давно, еще два года назад. На тот момент у нас в школе было несколько вакансий – социальный педагог, биолог, химик, учитель русского языка и литературы. Надо было кем-то все это закрывать, а летом найти людей, которые бы согласились перейти к нам работать, довольно сложно. В подобной ситуации программа стала для нас поистине спасением.
С такой проблемой, скорее всего, сталкиваются все организации и отрасли на селе, но школы особенно остро испытывают нехватку в людях. Из-за этого иногда бывает, что один учитель ведет и изо, и музыку, и технологию, и физкультуру. Когда подобные ситуации всплывают в газетах, некоторые не видят в этом чего-то неправильного, иронично называя их людьми эпохи Ренессанса. Но нам не смешно, ведь это происходит вынужденно. На свободные ставки тяжело найти специалистов даже среди зрелого населения, которых не пугает жизнь в деревне, не говоря уже о молодых.
Поэтому, когда программа «Учитель для России» пришла в нашу область, мы и многие директора других сельских школ подали заявки на участие в ней, всем нужно было закрывать вакансии. И буквально через две недели начали поступать предложения уже со стороны соискателей, рекомендации, описания их опыта, интересов, предпочтений и так далее. Но выбирали не только мы, выбирали и нас тоже. Участники программы ездили по школам, смотрели здания, знакомились с коллективами и делали для себя какие-то выводы. В итоге нам повезло, и, как шутливо говорят наши новые коллеги, мы смэтчились с пятью молодыми педагогами-девушками. Им понравилась наша школа, а нам – они.
С началом учебного года наша взаимная симпатия только росла. Наши учителя для России впоследствии показывали себя только с наилучшей стороны. Они пришли к нам довольно подкованными в методическом плане, так как их этому обучали и продолжают обучать по программе. Многие вещи, кстати, оказываются полезными и для нас. В свою очередь мы тоже помогаем им: делимся опытом, даем советы, в общем, поддерживаем их во всем.
Для всех и каждогоВалентин Ким, учитель информатики школы №11, Выкса, Нижегородская областьПо первому образованию я информатик, но в образовании не работал, был в сфере IT более 20 лет. Достигнув там определенного потолка, решил сменить работу. Я узнал о программе «Учитель для России», благодаря которой можно сменить профессию и стать учителем. А поскольку у меня очень большая база фундаментальных знаний в области информатики и я давно хотел с кем-то этим поделиться, решение было принято вполне логичное.
В 11‑ю школу Выксы от программы мы пришли вдвоем. Мой напарник – тоже учитель информатики. Друг друга мы очень хорошо понимаем и часто вместе что-то придумываем для наших учеников. Нас тепло принял школьный коллектив, и с другими коллегами у нас складываются вполне доброжелательные отношения.
Когда я только пришел, первым делом спросил у ребят, кому вообще нужен мой предмет, кто куда собирается поступать и какие сдавать экзамены. Желающих изучать информатику набралось довольно мало, а тех, кто был оптимистичен и определился со своим будущим, – еще меньше. Сейчас, через полгода, благодаря общению на уроках, рассказам о студенческой жизни и работе профессиональных программистов некоторые ребята хотят поступить в вуз и стать специалистами в ИТ. Также многие из тех, кто поначалу заявлял, что вообще не собирается связываться с информатикой, наконец-то поняли: этот предмет в XXI веке нужен всем без исключения, кем бы ты ни был.
Несмотря на то что нам удалось добиться некоторых быстрых побед, есть главная задача – дать ребятам те навыки и знания, которые в будущем помогут им стать профессионалами в мире ИТ. Вокруг нас сформировался кружок айтишников, но загореться – это только начало, этого мало для достижения конечной цели. Чтобы все получилось, нужно работать и вместе изучать новое изо дня в день, подкрепляя веру ребят в себя, в то, что мечта вполне достижима.
Сейчас в школах активно применяются новые подходы и технологии, в частности STEAM. Это очень правильно, потому что сложные технические науки надо изучать в комплексе и обязательно через искусство, на практике. Сам этот подход я реализую, обучая детей работе с графическими редакторами, в частности с Photoshop. Я давно увлекаюсь цифровой фотографией и теперь мечтаю открыть в школе фотокружок. Но пока все упирается в то, что фотоаппаратов гораздо меньше, чем желающих.
Кстати, для меня как для человека, ранее не работавшего с детьми, поначалу было непросто ладить с учениками. Ведь они непоседливые и энергичные, а на уроках вообще нужно в течение целых 45 минут удерживать их внимание. Конечно, на занятиях образовательной программы «Учителя для России» нам давали основы методики, педагогики, психологии, рассказывали, как и что делать или, наоборот, чего не делать в той или иной ситуации. Но, как мне кажется, еще очень важно искренне хотеть подружиться с детьми. Мой незначительный опыт показывает, что они это чувствуют и даже стараются помогать.