В различных статьях о братьях Баташёвых приводится различное количество заводов, которыми они владели на протяжении своей жизни. Это часто происходит из-за того, что в разное время по-разному понималось понятие завод.
Так первые два завода деда братьев, Ивана Тимофеевича Баташёва, имевших доменное и молотовое производство, указанное в название завода, в некоторых публикациях считают каждый за два, что не соответствует действительности. В тоже время при расширении действующих заводов происходило строительство новых, как тогда называли, фабрик, как правило, ниже по течению той же речки. Со временем такие фабрики стали называться заводами.
Прежде, чем перейти к подсчёту заводов братьев Баташёвых, несколько уточнений по названиям заводов. В XVIII веке при строительстве завода основным было название по речке, дающей энергию с добавлением характера производства, например, Тулицкий доменный и молотовой. При наличии нескольких заводов на одной речке название уточнялось словами, типа Верхний, Нижний, Запасный, если владелец один, или по имени владельца. Со временем характер производства стал определяться более общими словами (железоделательный, горный), а сложные и невыразительные названия заменялись на другие (Верхнежелезницкий на Вильский – по другой речке образовавшей общий с Железницей пруд, Грязненский на Медынский – по названию уезда, в котором расположен). Вновь возводимые фабрики назывались в большинстве случаев по характеру будущего производства: молотовая, сверлильная, дощатая, проволочная. Некоторые производные характера производства впоследствии использовались в названиях заводов, преобразованных из фабрик (Досчатинский, Проволоченский).
Исключая из списка пять заводов (Тулицкий, Грязненский, Изверский, Верхотулицкий, Сементиновский), при владении которыми братья занимались переводом с них рабочей силы, оборудования и их закрытием, получаем максимальное количество работающих в первой половине XIX века заводов братьев Баташёвых – девятнадцать. Но фактически, по отчётам, продукция некоторых заводов, преобразованных из фабрик, продолжала выпускаться и учитываться под маркой головного завода, поэтому некоторые исследователи их не учитывают.
Процесс появления заводов из фабрик удобнее рассмотреть на примере Выксунского завода.
В середине XVIII века действовало жёсткое ограничение строительства железоделательных заводов одного хозяина на расстоянии не ближе 25 вёрст один от другого (для разных владельцев 50 вёрст). А так как по оценке Берг-коллегии на выбранном месте на речке Выксун недалеко от залежей руды можно было построить к домнам только два молота, Баташёвым пришлось запрашивать разрешение на строительство в пару к Выксунскому заводу – молотовой завод на разрешённом расстоянии на речке Велетьма. По полученному в 1765 году разрешению Баташёвы были обязаны построить и запустить за четыре года эти два завода. Со сроком они почти справились, построив и запустив сначала Выксунский, а в 1770 – Велетьминский завод. Ни о каком другом неразрешённом промышленном строительстве в это время около этих заводов не могло быть и речи. Даже на строительство в 1769 году литейного участка с работой мехов от конной тяги, Баташёвы запрашивали разрешение в Берг-коллегии и обосновывали госзаказом на литьё пушек (подробнее см. «Выксунский завод при братьях Баташевых»). То есть однозначно дополнительные молотовые фабрики Выксунского завода были построены после запуска Велетьминского завода в 1770 году. Поэтому считаю ошибочной периодически цитируемую очерёдность постройки Выксунского завода, его молотовых фабрик (в будущем Средний и Нижний заводы) и Велетьминского завода, изложенную А.М. Головастиковым (Приокский (Выксунско-Кулебакский) индустриальный район. Горький, 1960.): «Баташевы построили Выксунский завод с двумя молотовыми фабриками. А так как молотовые фабрики не справлялись с переработкой чугуна, то в 1766 году был построен на реке Велетьме Велетьминский железоделательный молотовой завод».
Необходимость наличия дополнительного производства по переработке чугуна рядом с Выксунским заводом не вызывала сомнения у Баташёвых. Поэтому поиск решений и обоснований вёлся постоянно. После очередного крупного военного заказа Баташёвы 5 марта 1773 подают прошение на строительство на речке Выксуне плотины на расстояние не более пяти вёрст для строительства доменного завода. Именно эту дату условно можно считать исходной для начала строительства нового производств на Выксуне (будущего Нижнего Выксунского завода), хотя в конце года это прошение было отозвано после предварительного согласования на строительство Сверлильной фабрики на Железнице. Прошение на её строительство было послано 27 июля 1773 года. Плотина Сверлильной фабрики дала начало формированию Запасного Железницкого пруда, воды которого стали питать пруд Нижнего и частично Среднего завода. Сверлильная фабрика, ставшая со временем Запасным Железницким заводом, была построена, видимо, в 1774 году. С 1774 года началось, задуманное ранее, использование воды Железницы для создания каскада из прудов с фабриками на Выксуне и далее на Железнице. Документально подтверждено построение Дощатой фабрики в 1779 году. Крайне необходимый Нижний Выксунский завод был построен в первую очередь, но не ранее 1774 года. Средний завод был построен после Нижнего, он фигурирует в списке раздела между братьями (1783 год), но список рабочих, видимо, ещё общий с Нижним заводом. Производство на пристани у Оки формировалось постепенно, но вряд ли с 1779 года, хотя какие-то мастерские могли быть и раньше, которые подчинили построенной фабрике.
Вопросы о сроках построения заводов Баташёвых различаются даже у тех заводов, где имеются задокументированные даты. Это происходит из-за того, что в публикациях приводятся известные даты из ряда: подачи прошения на строительство, даты издания Указов, этапов строительства, начала выпуска продукции заводами. Ниже в таблице приведены известные даты различных этапов. Последние две графы – годы пуска заводов у наиболее авторитетных исследователей металлургической промышленности России. Анализ показывает, что они ориентируются на даты завершения строительства в официальных документах.
Некоторые комментария к датам.
1. По первым заводам работа над прошением начиналась намного раньше: с оценки качества руды, места строительства, решением многих других вопросов, и после согласования с московской конторой чистовой вариант шёл в Берг-коллегию.
2. Разрешение на строительство заводов в 1784 – 1791 годах давалось Губернскими казёнными палатами незадолго до построения.
3. Из заводов, преобразованных из фабрик, только Дощатая и Проволочная фабрики имеют зафиксированные даты построения, которые можно считать как год построения заводов. По остальным таким заводам достоверной информации нет.
В заключение следует отметить, что вопрос о составе «империи» братьев Андрея и Ивана Родионовичей Баташёвых однозначен. А вот приводимые различные цифры заводов в публикациях не всегда понятны: какой завод учтён персонально, а какой как матрёшка с неизвестным количеством внутри. Хотя некоторые цифры понятны: 17 – Илёвский завод учтён как один и не учтён, работавший короткое время весной, Запасный Железницкий завод; 13 – в составе Выксунского учтены к Запасному – Нижний и Средний, а в составе Железницкого – Пристанской, Верхнежелезницкого – Проволоченский. Другие варианты возможны на определённых временных этапах и требуют подробных объяснений.
Источники информации:1. Демиховский К.К. Возникновение и развитие Приокской металлургии //Ученые записки Пермского государственного университета им. А.М. Горького, том XVII, вып. 4. Пермь. 1961.
2. Павленко Н.И. История металлургии в России XVIII века. Москва, 1962.