Она пришла в «ВР» 13 сентября 1970 года.
Это сложно осознать, но это факт. 50 лет назад, когда «Выксунский рабочий» только отметил своё 50-летие, Елена Ивановна впервые переступила порог редакции.
В голове не укладывается: вековой юбилей у газеты, и ровно половину этого срока здесь проработала Липатова. Справедливости ради нужно сказать, что на несколько лет её, правда, забирали в горком партии, но и в те годы она недалеко уходила от «ВР». И в прямом (здание горкома находилось через дорогу), и в пересном смысле (она продолжала писать для газеты).
Сегодня о своём журналистском пути рассказывает сама Елена Ивановна. А ещё она отвечает на вопросы юного корреспондента Софии Желниной (в «ВР» работает первый месяц), и о ней же небольшое эссе написала одна из её близких подруг.
Читайте, и пусть вам будет так же удивительно и интересно, как умеет удивляться и радоваться жизни сама Елена Липатова!
1970-й. На редакционном задании – «в полях»Если б снова начать, я бы выбрал опять беспокойные хлопоты эти…Когда меня спрашивают, почему я столько лет на одной работе, не скучно ли, отвечаю: журналист – особая профессия. Нет ни одной другой, которая была бы столь изменчивой.
Придя в редакцию утром, ты не знаешь, куда тебя занесёт через час и где ты окажешься вечером. Она состоит из встреч, судеб разных людей, событий и чувства выполненного долга (да, в нашем деле он ещё есть), если ты помог своей публикацией человеку в его беде. Из этого складывается твоя жизнь в профессии.
И сегодня расскажу о тех, кто повлиял на меня, и о тех, с кого следует «делать жизнь».
1980-е. Елена Липатова (справа) вручает приз победителю эстафеты, которую традиционно проводил «ВР»Люди и времяЖурналистскую стажировку я проходила в местной газете. После окончания университета получила направление в аспирантуру и право свободного трудоустройства. Решила: аспирантура подождёт, поеду в Выксу, в редакцию, а там видно будет. Примчалась. «Выксунский рабочий» в это время возглавлял
Михаил Рогов. Обычно приветливый редактор встретил меня без улыбки и сказал коротко: «Вакансий нет. И у меня принцип: женщин не брать. У нас чисто мужской коллектив. Пока нам никого не надо».
Опешила, потому что мне шепнули, что уходит один из сотрудников. Разозлилась и дерзко сказала: «Сейчас вам не надо, но потом искать будете». И впрямь, через какое-то время мне звонят и просят прийти. Михаил Михайлович улыбается:
– Мы тут посовещались, и мои сотрудники единогласно решили вас принять, тем более что у нас появилась вакансия.
Оглядываясь назад, думаю, как бы сложилась моя судьба, если бы редактор сдержал слово не брать женщин в коллектив? Но он был из тех людей, кто не стеснялся исправлять свои оплошности, кто разбирался в людях, доверял им, видел то, на что они способны. Я благодарна ему, что, вопреки своему принципу не брать женщин в редакцию, сделал исключение.
Михаил Михайлович как рентгеном просвечивал человека, безошибочно определял темы, которые может «поднять» именно этот корреспондент. У молодых, кто пришёл в редакцию в 70-е годы, увидел их потенциал. Никогда не ломал, не заставлял брать темы, далёкие для человека.
Редакторским чутьём он угадал, что мне недостаёт знаний о людях: доверил отдел писем. Это была трудная школа. Разбирать жалобы, вникать в тонкости судебных дел, верить в то, что добро побеждает. Именно он сказал однажды, что во мне живёт очеркист, но, увы, газетная работа не даёт этому развернуться. Посетовал, но, тем не менее, очерки я писала. Он освобождал меня на время от газетной текучки.
Даже моему увлечению искусством он сумел дать воплощение на страницах издания, и под рубрикой «В мире прекрасного» публиковались статьи о художниках, музыкантах, актёрах народного театра.
Николай Коршунов, зав. отделом промышленности. Он учил писать коротко и оперативно. Не падать духом и сохранять чувство юмора.
Евгений Кузнецов, заведующий сельхозотделом. У него было обострённое чувство справедливости. Как он негодовал и кипел по поводу бесхозяйственности, воровства, как рьяно заступался за обиженных! Его заметки Данилы Вездеходова всегда отличались едким сарказмом, точным обозначением проблемы. На выходные он уходил в лес, который знал и исходил вдоль и поперёк. Его отдушиной были лирические новеллы о природе. Мне он видился местным Паустовским.
Софья Кашина, редактор местного радио. Однажды предложила сделать молодёжный выпуск. Понравилось. Днём – запись, а вечером – слышишь свой голос, читающий свой же материал. Оперативно. Этой мудрой женщине я обязана тем, что она научила не теряться в трудных обстоятельствах. На помощь приходила моментально. От многих скоропалительных шагов она меня уберегла, отогревала мою душу во время жизненных трудностей.
Пусть это покажется банальным, но она приучила меня к банной парилке, к купанию в пруду до поздней осени. С ней я всегда чувствовала себя в безопасности.
Вадим Шаныгин. Возглавив редакцию, перемены начинал не круто, а постепенно, давал возможность приглядеться к его стилю. Интересное было время. Полоса «Искусство быть женщиной», которую он предложил мне выпускать, стала настоящей энциклопедией женских судеб. Сколько их, открытых и загадочных, талантливых и женственных, мудрых и простых в своей природной сути, увидели читатели. Когда этот проект завершился, у меня была идея объединить их истории в книгу, но увы…
Лиля Фролова, нынешний редактор. Я не буду оригинальной, если скажу, что это сильная, мудрая и мужественная женщина с математическим складом ума, с острым чутьём слова, потрясающей интуицией, что позволяет ей быть на острие современных требований в журналистике и внедрять их в практику с присущей ей настойчивостью и страстью. Вот я и перечислила все её качества, которые ценю в ней как в человеке и журналисте. А о наших и её победах всем известно. Работать в таком издании – захватывающе интересно. В нашей профессии очень важно, кто твой редактор. Развивается газета, растёшь и ты.
Встречи Это то, чем питается журналистская братия. В них мы черпаем сюжеты для статей, набираемся опыта. Не могу пересчитать, сколько замечательных встреч было у меня в жизни! Всегда буду помнить Александру Анатольевну Нагорину, фронтовичку, библиотекаря по призванию, честную, с красивой душой. Человек старой закалки, твёрдых принципов.
Эдуард Петрович Чернышов, преподаватель металлургического техникума, человек одарённый и интеллигентный. Встречи с ним каждый раз были неожиданно интересными. Он приносил и новые стихи, и новые наблюдения в мире природы. Он из тех, кого мне очень недостаёт сегодня.
Вячеслав Баранов несколько лет работал в редакции газеты в сельхоз-отделе. Потом перешёл на другую работу, уехал на Север. Вернулся пенсионером в родительский дом, где живёт его мама. Встреча с ней стала для меня приятной неожиданностью. Человек трудной судьбы, которую не сломили годы, стала героиней очерка «Фельдшер местного масштаба».
Мне дорого знакомство с
Ириной Сергеевной Сотниковой, память которой хранит дней минувших истории, и она трезво оценивает дни сегодняшние.
Встречи с героями эксклюзивных интервью были подарками судьбы:
Анатолий Гладышев, основатель танцевально-спортивного клуба «Выкса-данс спорт»; педагог, музыкант, композитор
Юрий Чичев; физик и лирик, музыкант
Владимир Белов; обаятельнейший шеф-повар гостиницы «Баташев»
Франческа Касторини и ещё десятки имён, чьи судьбы уникальны. Жизнь моя особенно богата на встречи с музыкантами и актёрами, артистами ведущих российских театров, что бывали в нашем городе. Поистине судьбоносным был приезд в наш город в 1997 году академика
Мирзакарима Норбекова. Встреча с ним изменила мою жизнь. Я стала не только последователем его учения, но и инструктором. Его волшебная методика даёт силы, бодрость, молодость.
Можно долго перечислять имена тех, кто оставил след в моём сердце, они все – остались в газетных строчках.
1992 год. Елена Липатова (справа) ездила в командировки по деревням с «Поездом здоровья» районной организации Красного КрестаСобытияИх много, но я выделю те, которые мне очень дороги.
2005 год. Редактор Вадим Шаныгин отправил на первый Национальный журналистский конкурс «Реформа здравоохранения для народа» мою небольшую статью-зарисовку о сельском фельдшере. И через какое-то время пришло приглашение на семинар «Здравоохранение и средства массовой информации в России». Это было в апреле 2005 года. Впечатления от семинара, который вела советник проекта ВОЗ по вопросам политики управления здравоохранением в России Мэри Коллинз, были ошеломляющими. Выступал Андре Пикард, канадский журналист, специализирующийся на публикациях в сфере здравоохранения. Всё – как во сне. Выступления экспертов, журналистов, директора фонда социальной и правовой защиты журналистов, затем награждение. Награждали посол Канады в РФ и глава ВОЗ по России. Первое место не присуждали, а только второе и третье. Тогда я и журналистка из газеты «Версия в Питере» заняли третьи места. Тема здравоохранения всегда привлекала и до сих пор остаётся важной для меня.
2011 год, 11 апреля. По приглашению БФ «ОМК-Участие» в город приехал блистательный скрипач, фантастический рассказчик, умнейший собеседник, артист, писатель, педагог, режиссёр Михаил Казинник. Слушала все его выступления в разных аудиториях, брала у него интервью, не пропускала его беседы об искусстве на «Серебряном дожде». Он показал, как можно рассказывать о сложных вещах доступно, умно и интригующе. В ушах до сих пор звучит его фраза: «Обнимаю вас музыкой».
2014 год. Июль. Поездка по святым местам Выксунско-Павловской епархии. В монастырях небо ближе. Флорищева пустынь – там всё легко: и молиться, и дышать, и чувствовать.
2017 год. 19-22 сентября. В Выксе гастролировал Московский губернский театр. Это были четыре дня, которые потрясли наш город. На всех спектаклях была, восторженно аплодировала, короткое интервью дал Сергей Безруков, и большое – Антон Хабаров.
2017 год. 6-7 октября. Гала-концерт звёзд мирового балета. Режиссёр-постановщик – народный артист России Андрис Лиепа. Помню, как я немела перед интервью с ним, а он, всемирно известный танцовщик и балетмейстер, своей открытостью, юмором, обезоруживающей душевной простотой сумел легко снять мою застенчивость во время беседы.
2018 год. Внештатный фотограф «ВР» Вячеслав Скороделов делится с Липатовой впечатлениями о творчестве московского фотохудожникаВместо заключенияЖурналист – профессия, которая всегда зовёт в путь, которая и крест твой, и любовь, и страдания. Журналист всегда в дороге, в пути.
Если б снова начать, я бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти!Елена ЛипатоваБлиц-опрос для журналиста– Какие эмоции у Вас в канун 50-летия работы в газете, которой недавно исполнилось 100 лет?– С одной стороны, удивление – неужели так много? С другой – гордость, что выбрала достойную профессию.
– Почему именно «ВР»? – Потому что Выкса мой родной город, в редакции проходила стажировку, поняла, что коллектив крепкий и весёлый.
– Что изменилось в работе газетчика?– Раньше мы тексты писали от руки, а набирали их машинистки. Сейчас всё упростилось: сама набираешь, сама вычитываешь и сдаёшь дальше.
– Сталкивались ли Вы с цензурой? – Её, как таковой, не было. Был контроль со стороны партийных и советских руководителей, но редко когда могли запретить выход какой-то статьи.
– Вы много общаетесь с людьми. Влияют ли на Вас их истории? – Конечно, влияют. В основном положительно.
– После выхода Ваших статей жизнь некоторых людей определённо меняется. Следите ли Вы за их дальнейшей судьбой? – Да, многие герои статей остаются со мной на всю жизнь, становятся моими друзьями. Их судьба мне небезразлична.
– Какую статью Вы хотели бы ещё написать? – Мне интересно, как наше местное здравоохранение будет выходить из карантина. Какие меры примут и как решат нехватку кадров.
– Что посоветуете начинающим журналистам? – Быть смелее. Не бояться сложных тем, потому что именно на актуальных темах оттачивается мастерство.
– А читателям?– Читатель у нас внимательный, но неактивный. Надо бы так: прочитал, позвонил и сказал, что хорошо, а что плохо, какие темы надо освещать.
– Какое будущее у редакции «ВР»? – Будущее газеты светло и прекрасно. Надо только работать для него и приближать его.
София ЖелнинаО бриллиантах чистой выксунской воды и «золотой свадьбе» Мне ли не знать бриллиантов.
М.А. БулгаковТа, которую в любом собрании первою отыскивали глаза мои, согласилась стать моей женой!
А.С. Пушкин (из письма другу)Они поженились вовремя и были счастливы.
СказкаДа они уже «Расия» пишут!
Возмущение души русских классиков13 сентября исполнится полвека счастливого сотрудничества Елены Липатовой с «Выксунским рабочим».
Когда они познакомились, он был видный мужчина в расцвете лет (всего 50) с богатой биографией, а она – юная красавица. Что ещё надо для счастливого брака! Так и вышло. В каждом свежем номере я сначала отыскиваю что-нибудь огромное на страницу, а лучше на две под её любимым брендом.
Елена Липатова пишет о том, что касается каждого.
Медицина – это точно жизнь, страшнее только война. Но и образование отвечает за всё – какой будет и медицина, и политика, и само наше будущее. Её герои всегда лично проинформированы. Выверены все факты, точки и запятые всегда на месте. Читаешь, и душа радуется за хороших людей, любящих своё дело и тихо работающих не для наград, а на совесть.
У неё свой слог, изысканный, неторопливый, в нём огромный интеллект, мудрость и любовь к каждому из героев. Но главный конёк Елены, её страсть и радость – это люди искусства. Здесь она в своей стихии, она лично знает всё самобытное, что родила выксунская земля со времён попа Сороки.
Особая любовь – художники. Счастье, что у них есть такой «Белинский». О каждом она пишет, разбираясь в малейших нюансах его творчества.
Много бриллиантов родила выксунская земля. Уходя, они превращаются в улицы, книги, песни, стихи… Но художники – самые счастливые, после них остаются полотна. Каждое неповторимо. Ведь кистью художника водит Вселенная. Картины нельзя не любить. Потом они висят в коллекциях по квартирам и музеям (кому не повезло, пылятся в запасниках).
Выкса развивается стремительно. Море туристов и приезжих. Поэтому городу как воздух необходима своя Третьяковка, пусть будет Баташевка – постоянно действующая картинная галерея прошлых, настоящих и будущих выксунских художников. Человек приехал в Выксу впервые в жизни, и он должен видеть итог 300-летней культурной жизни города. Готова передать в галерею свою любимую коллекцию полотен выксунских живописцев. Баташевка будет лучшим подарком и городу, и Елене Липатовой.
Ведь счастья много не бывает, а картины – это счастье.
Галина Тугарёва 2016-й. Хотя и неважно, какой год, – Елену Ивановну всегда легко рассмешить...Дорогая Елена Ивановна! Живи долго и счастливо!! И радуй нас своим творчеством ещё лет 50!!!
Любящая тебя редакция «ВР»Фото из архива редакции