Паровая машина — тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию водяного пара в механическую работу возвратно-поступательного движения поршня, а затем во вращательное движение вала.
Движение поршня вверх-вниз заставляет работать механизмы и машины. Долгие годы паровые машины строились с ручным управлением клапанами и были очень громоздкими. «Балансир», «двуплечий рычаг», «шатуны» — эти слова из далекого прошлого, когда действовали такие машины. А потом появились паровые машины двойного действия. Они отличались от первых пароатмосферных машин тем, что уже не нуждались в массивных балансирах, занимавших много места во внутрицеховом пространстве.
В России первая действующая паровая машина была построена в 1766 году по проекту Ивана Ползунова, предложенному им в 1763 году.
В 1799 году в Выксе впервые в Российской металлургии разработана и построена паровая машина. Она построена на Сноведском чугунолитейном заводе братьев Баташевых.
Конструировали техническую новинку мастеровые Илья Ястребов и Павел Лукин в 1799 г., на год опередив знаменитого механика Ч. Берда и на 25 лет — инженера Е. А. Черепанова.
Детали паровых машин изготовлялись на Верхне-Выксунском и Сноведском заводах, в Сноведи собирались и испытывались. Позже заводы Баташева стали торговать паровыми двигателями.
Баташевские «паровики» ни в чем не уступали знаменитым на весь мир бердовским, и, как следствие, они были установлены на большинстве волжских пароходах.
Первый пароход, построенный в России на заводе Берда, — пароход «Елизавета» — ходил по Неве с 1815 года. Второй пароход в 1817 году был построен на заводе князя Всеволожского в Пожве (Камский бассейн), третий — пароход «Софья» — был построен в Сноведи и спущен по Оке в 1823 году.
Он приводился в движение двумя паровыми машинами по восемь лошадиных сил каждая и перевозил железную руду из Решного на Унжу.