Учитель физики, информатики и астрономии гимназии № 14 Дмитрий Доронин из Выксы стал победителем регионального этапа конкурса «Учитель года-2020». За звание лучшего боролись пять педагогов из Нижнего Новгорода, Выксы, Арзамаса, Городца и рабочего посёлка Сосновское.А ведь Дмитрий Доронин совершенно случайно оказался в этой школе и профессии учителя.
Изначально Дмитрий окончил инженерный факультет Нижегородского государственного технического университета. Но после окончания магистратуры остался преподавать в выксунском филиале института технические дисциплины. А потом он получил предложение поработать в школе. Один год заменить учителя физики.
У самого Дмитрия в школе физика не была любимым предметом. Хотя он и получал по ней всегда пятёрки. Его больше интересовали гуманитарные предметы – история и литература. Но в старших классах сфера интересов изменилась. И Дмитрий увлёкся техникой.
Работа с ребятами так затянула, что Дмитрий остался преподавать в школе, бросив работу в университете. Прошёл соответствующие курсы профессиональной переподготовки и стал работать в школе.
Дмитрий хорошо запомнил свой первый урок 2 сентября 2013 года.
– Первая мысль, которая пришла мне в голову, когда я вошёл в класс, была: какие же они ещё маленькие, – вспоминает он. – Я быстро нашёл общий язык и почувствовал себя на их волне. Физика – непростой предмет. Его считают одним из самых сложных. Мы живём в такое время, что учебник и личность учителя не являются единственным источником информации. Школьник может открыть ролик в интернете и всё из него получить. Задача учителя – не просто изложить учебный материал и заставить ребёнка его транслировать, а изложить его так, чтобы это было не менее интересно, чем в других, альтернативных источниках информации. Поэтому урок должен быть зрелищно-запоминающимся, апеллирующим к личности ребёнка. Он должен выступать не просто в роли зрителя – что-то увидел, что-то запомнил. Он должен принять непосредственное участие.
Вопреки представлению, что учитель-мужчина – это непременно суровая рука, Дмитрий отношения с учениками выстраивает по-разному.
– Иногда приходится проявлять себя как авторитарный руководитель, иногда – как демократический, – делится педагог. – Иногда приходится говорить, что нужно делать так и так, потому что я так сказал, а иногда – что нужно делать вот так, и тогда мы достигнем нужного результата. Разумная комбинация демократичного и авторитарного стилей.
По словам Дмитрия, завоевывая авторитет учеников, он уделял внимание не безличностному общению с учениками, а межличностному.
– Старался общаться с учениками после уроков. Старался помогать в работе над проектами, – вспоминает Дмитрий. – Когда я пришёл первый раз в школу на урок как учитель, реакция учеников на меня была разная. Кому-то показалось, что я строгий, а кто-то решил, что я – десятиклассник, который пришёл вести урок. Но мы сразу нашли общий язык.
В гимназии, где работает Дмитрий, всего трое преподавателей-мужчин. Это, конечно же, непростительно мало.
– Роль мужчины в школе отличается от роли женщины. Любая женщина-учитель отыгрывает роль матери, – делится он. – Мужчины в школе нужны, и не в таком малом количестве, как мы видим сейчас
, – считает Дмитрий Доронин.
По его мнению, чтобы в школах было больше учителей-мужчин, нужно повышать престиж профессии в обществе. Создавать условия труда, оказывать социальную поддержку, помогать с жильём.
Впереди у Дмитрия Доронина участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года», где он будет представлять Нижегородскую область.