Пандемия коронавируса заставила нас многое переоценить. Мы ещё раз осознали, насколько дорого здоровье, как важно бережно относиться к себе и близким, вести здоровый образ жизни. Мы другими глазами посмотрели на свои возможности, желания и ресурсы, на работу и привычное окружение, на образование и здравоохранение. На передовой борьбы с коронавирусом находятся люди в белых халатах – врачи, медсестры. младший медицинский персонал. И вспоминаются военные годы, когда медицинские работники боролись за Победу с полной самоотдачей, не щадя ни жизни, ни здоровья.
Врач – профессия героическая!
#Спасибо_врачам
Выкса в тылу.
Эвакогоспитали и медицинские работники военных летБлизится важная дата – 75 лет со дня победы. Миллионы погибших людей стоят за ней. Одна из страниц войны – история города Выкса, находившегося в тылу. Жители города пережили ежедневный многочасовой труд на заводах, окопы, нехватку еды, вражеские бомбёжки. 4 ноября 1941 года был осуществлён первый налёт фашистских войск на Выксу. Массированные налеты продолжались весь ноябрь, возобновились летом 1943 года, перед сражением на Курской дуге. Лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!» вместе со всей страной воплощали в жизнь тысячи выксунцев, работавших до потери сознания, чтобы внести свой вклад в победу над фашизмом.
На борьбу против фашистской Германии и её сателлитов Выкса и Выксунский район с общим населением порядка 80000 человек на фронты отправили более 20000 своих сыновей и дочерей. Из них 6355 человек погибли и пропали без вести.
Важную роль во время войны играли медицинские работники, больницы, госпитали, медицинские пункты. Эвакогоспитали были особо важны в 1941 году, при отступлении войск, когда лечение раненых и больных было возможно лишь в условиях тыловых госпиталей. В Выксу раненых привозили ежедневно. Солдаты с фронтов поступали в медицинские пункты города.
«За годы Великой Отечественной войны через систему военной медицины СССР прошли 22 миллиона человек, из них 17 миллионов, то есть более 70%, были возвращены в строй».
В 1941 году из Выксунского района на фронт было мобилизовано более 70 медицинских работников. Путь медработников был тяжёл и нередко проходил через основные боевые точки – Москву, Сталинград, Смоленск, Киев и др., о чём мы можем узнать из воспоминаний свидетелей.
Вера Ивановна Просина, мобилизованная в 1943 году, вспоминает: «Вначале был госпиталь в Москве, потом в Калуге, здесь принимали раненых из полевых медсанбатов. Многие прибывали с тяжелыми осложнениями, развившимися в дороге. Она была связана с 21 армией Первого Украинского фронта, где шли жестокие бои и было много тяжелораненых. Потом был Смоленск. Жили в лесу, в землянках. Спали по очереди на носилках. Особенно тяжело приходилось зимой, когда не было возможности просушить одежду и обувь. Потом был Калинин. Здесь формировались новые бригады для фронта». Она служила старшей медицинской сестрой, следила за обеспечением санитарной гигиены, состоянием здоровья бойцов, отправлявшихся на фронт, вела медицинскую документацию. Окончание войны Вера Ивановна встретила в Германии. Демобилизовалась в ноябре 1945 года.
Яркие воспоминания оставила Мария Яковлевна Вознюк, уроженка Смоленской области, переехавшая в Выксу после войны. Её путь фронтовой медицинской сестры начался ещё в Финскую войну, где она получила звание младшего лейтенанта. В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, Марию Яковлевну отправили на Северо-Западный и Ленинградский фронт. Ей исполнился 21 год, и вот снова на войне. Обстрелы, бомбёжки, взрывающиеся снаряды стали привычным делом. «Постоянно шёл поток раненых: одному сделали операцию, другой уже рядом лежит, ждёт своей очереди. Иногда по двое суток от стола не отходили, падали от усталости, засыпали тут же, только появлялся просвет». Мария Яковлевна прошла всю войну, участвовала в перестрелках, спасала раненых, однажды смогла взорвать машину с вражескими солдатами. С окончанием войны вернулась домой в медалях и орденах: «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За Крым», «За Каховку», «За Перекоп».
На фронтах гремели бои, поражения сменялись победами, солдаты, связисты, рабочие, медики, все слились в единый поток, направленный на разгром фашистских войск, нависших над Родиной.
В тылу, в Выксе, с июня 1941 года началось развертывание госпиталей.
Первым эвакогоспиталем, развёрнутым на территории Выксы, стал госпиталь № 2837 – Шиморская зона отдыха в Ближне-Песочном. Действовал с 17 июля 1941 года по 1945/1946 год. Руководителем госпиталя была назначена Галина Алексеевна Фигуровская. Вечером 22 июня 1941 года её вызвали в г. Горький, где ей было поручено развернуть госпиталь в срок 2 недели. Это — обеспечить быт и лечение недвижимых людей: тепло, уют, уход, питание. А персонал? Да он уже подготовлен. Успели, справились. Раненые стали поступать к указанному сроку в посёлок Шиморское, госпиталь № 28-37. Здесь лечили раненых до 1946 года. Штат госпиталя – Г.А. Фигуровская (врач-невропатолог), В.В. Панин (хирург из г. Ардатова), 5 выпускниц Горьковского медицинского института (в 1942 г. ушли на фронт, девушек сменили больные, оправившиеся от ранений – В.Ф. Алексеев, Н.Л. Лейкинас). Фадеева, Кривоногова, Казарова – медицинские сёстры.
Следом открыл свои двери госпиталь № 2838 в ДК Металлургов (Дворец культуры им. Лепсе). Действовал госпиталь с начала сентября 1941 года по 1942 год. Сюда поступали раненые с черепными и внутриполостными ранениями. В 1943 году вместо него открыли госпиталь № 2824, а в 1944 году действовал госпиталь № 5329, прослуживший до конца войны (возможно, эвакогоспиталь из Бобруйска). В ДК Металлургов не всегда хватало места, в этом случае использовался также хирургический корпус. Таким образом, во время войны в одном здании находилось сразу три госпиталя, сменявшие друг друга. Госпиталь вмещал в себя 1000 человек, в 1941 году одновременно лечилось в госпитале до 1500 чел. Врачи: Т.А. Алехина, А.Г. Алексеева, С.Б. Барбан, Ф.В. Арбузова, Д.Г. Демина. Врачи из Гомельского госпиталя: Д.Е. Шур, Е.И. Перельман и др. Всего в госпитале работало около 20 врачей и несколько десятков медицинских сестёр. За самоотверженность в работе Ф.А. Арбузова и Н.Д. Орлова в 1942 году получили правительственные награды. Начальником госпиталя была Зинаида Васильевна Пичугина. Общими усилиями медики спасали жизнь, сберегли здоровье тысячам бойцов. Впрочем, все население помогало работе госпиталей. Как только в Выксу приходил санитарный поезд, об этом жителей оповещали по радио, и многие из них помогали в транспортировке раненых, приносили им еду.
В средней школе № 8 с 1941 по 1945 г. функционировал эвакогоспиталь № 2914 на 100-120 коек для тяжелораненых больных, с использованием хирургического корпуса больницы. Если все другие госпитали (во Дворце культуры им. Лепсе на 800 -1000 мест и в рабочем клубе ВМЗ (плюс детсад) на 200 мест) расформировали в 1946 году, то этот эвакогоспиталь — только в 1950-м. Такая у него была трудная специфика.
В Рабочем клубе с использованием площадей детского сада №1 располагался эвакогоспиталь № 6019 на 900 коек с 1946 по 1950 г., а ранее, до начала 1943 года, в Рабочем клубе функционировал эвакогоспиталь № 1429, также он занимал детский сад №2 «Ромашка».
В Шиморском был организован госпиталь № 2998 (изначально филиал Ближне-Песоченского госпиталя).
В средней школе № 4, которая размещалась по улице Ленина, был создан сортировочный пункт для приёма раненых. Оттуда их распределяли по госпиталям на лечение. Место было выбрано не случайно: рядом находилась железнодорожная линия широкой колеи, по которой и подходили поезда с ранеными. В Выксу эвакуировали жителей из опасных районов страны.
Госпиталям помогали больницы, передававшие часть медикаментов и инструментов, завод и местные жители помогали с койками, бельём и посудой, дровами и др.
В Выксе и Выксунском районе всего было 9 госпиталей.
Воспоминания медицинских работников и добровольцев, помогавших в госпиталях и внёсших свой вклад в достижение общей цели – победы мы находим на пожелтевших страницах и в воспоминаниях ветеранов: «Начало войны я плохо помню. По молодости все эти военные дни слились воедино. Я жил тогда уже в Выксе, а в городе развернули госпиталь для раненых фронтовиков. Сотрудники его попросили руководство передать им в помощь по хозяйству пять человек — дел было много, не справлялись. В числе этих пятерых оказался и я.
Обычная работа была такой: приходила старушка-уборщица и назначала нам, подросткам, какие-то задания. До сих пор помню дневную норму, что нам тогда выдавали от госпиталя — 600 граммов хлеба, иногда давали кашу. Позже нас стали кормить в госпитальной столовой три раза в день. Тема еды в военное время была очень больной для наших растущих организмов, потому и вспомнил о ней».
Из воспоминаний Лидии Ивановны Васляевой: «Почти ежедневно по узкоколейке подъезжали вагоны с ранеными… Вечером мы, ещё совсем девчонки, переносили бойцов к каретам скорой помощи, поднимаясь с носилками от завода на улицу Ленина». Сразу после рабочей смены в цеху по выпуску деталей для военной техники на Верхне-Выксунском заводе Лидия Ивановна шла в госпиталь во дворце им. Лепсе, где училась оказывать первую помощь раненым и ухаживала за больными. В свободные минуты вместе с подругами Лидия Ивановна готовила концерты для солдат в госпитале. Многие труженицы тыла рыли окопы, сдавали кровь в госпиталях».
На примере самоотверженного труда жителей Выксы мы сплетаем картину судеб, связанную общей целью – победой, жизнью под мирным небом.
Материал подготовлен на основе статей Н. Князевой, Краеведческого альманаха «Приокская глубинка»