Один из самых быстрых крайних защитников «Металлурга» и «Авангарда» Николай Орлов рассказал об играх с легендами выксунского футбола и несостоявшемся трансфере в Кстово. Интервью опубликовано во втором номере газеты
«Выкса спортивная».— Николай Павлович, как вы стали футболистом?— Я, как и многие в то время, занимался разными видами спорта. В ноябре-декабре 1967 года меня пригласил в хоккейную команду «Металлург» известный спортсмен и тренер Октябрь Иванович Вилков, у которого я занимался в юношах.
Уже в 1968 году Виктор Корнеевич Громченко пригласил меня в футбольный клуб «Металлург». Я отыграл у него сезон, а 1 ноября меня призвали в армию. К счастью, служба проходила недалеко от дома — в Муроме. Не сказал бы, что она была сложной.
11 ноября 1970 года я демобилизовался. Следующий сезон начал в «Металлурге» уже при новом для меня тренере — Валерии Ивановиче Совцове. Чемпионат Горьковской области 1971 года проходил по новой схеме: сначала играли в чемпионате города, победитель которого выходил в финальный турнир. Его выиграл «Авангард» и команде завода ДРО доверили право представлять Выксу. Я вместе с Сергеем Полозовым и Михаилом Максаковым решили перейти к ним. ДРО в то время забирал лучших футболистов города, руководство завода было без ума от футбола.
В 1972 году перед сезоном я сказал старшему тренеру «Авангарда» Валентину Степановичу Шеманову и начальнику команды Юрию Михайловичу Яковлеву: «Если я продолжаю за вас играть, то на скамейке сидеть не буду, решайте, как хотите». Они согласились. Мы поехали тренироваться на южные сборы, меня ввели в стартовый состав левым крайним защитником.
А в первой игре в мае с арзамасским «Спартаком» я в подкате стал выбивать мяч и порвал мышцу — заднюю поверхность бедра. Две недели отдыхал, попробовал вернуться. Тренируюсь, делаю рывок и опять рецидив травмы. Так до конца сезона и мучился, вроде выздоровел, тренируюсь, делаю рывок и начинаю все сначала.
Пробиться в состав «Авангарда» было уже нереально, и я вернулся в «Металлург». Сначала зимой играл в хоккей, а весной попробовал играть и в футбол. За это время повреждение затянулось, и больше травма меня не беспокоила. Как-то мы поехали на игру в Кстово. Я матч отыграл очень хорошо, Валерий Иванович Совцов поставил мне лучшую оценку среди всех. В Кстове «старики» окружили меня, похвалили. Вот тут подходит ко мне тренер «Нефтяника» Эрнест Яковлевич Буров и спрашивает: «Будешь у нас в Кстово играть?» Я сначала не согласился, и сезон доиграл в Выксе.
Однако Эрнест Яковлевич всеми силами стремился меня заполучить. Шесть раз звал меня зимой, приглашал и Валерия Горбенко из «Авангарда». Говорил: «Нам Валера Горбенко и ты нужен. Приезжай, мы тебе сразу дадим квартиру». Валера сразу отказал. А я с семьей тогда жил в маленьком деревянном доме (это сейчас каменный). Предложение принял, но за «Нефтяник» я так и не сыграл. На тренировке получил удар по стопе, врачи обнаружили на пальце трещину, из-за которой я даже встать не мог.
В 25 лет закончил играть и в футбол, и хоккей: устроился на работу к Богдану Карловичу Гельцу слесарем, получал 130-140 рублей.
— Опишите себя как футболиста.— Быстрый, резкий, жесткий правый защитник. Всегда играл в кость, не боялся травм. Кстати, до сих пор с ребятами бегаю, никому сейчас не проигрываю в скорости. Один раз даже поразил ворота, правда, свои (смеется). Играл в матче с горьковским «Полетом» уже после армии. После прострела с фланга срезал мяч.
— С кем нравилось играть?— С Алексеем Быстровым, дружил с ним. Он не быстрый, но умный, бил с двух, и очень техничный, как Иван Карпунин. В матче я часто проходил по своему правому флангу, простреливал на одиннадцать метров, а Быстров почти всегда красиво забивал. Иван Карпунин — техничный, умный полузащитник. Молодец! Эти двое просто неповторимые игроки.
Валерий Горбенко — здорово бежал, очень сильный игрок, настоящая звезда. Самолюбивый в игре, всегда требовал, чтобы ему отдавали мяч. А так парень хороший. Нравилось играть с Евгением Жуниным из Дзержинска — тоже техничный игрок.
— С каким тренером лучше всего работалось?— Со всеми тренерами было интересно, тем более, если они в тебе видят толк. Виктор Корнеевич Громченко — требовательный, Валерий Иванович Совцов — интеллигентный, уважал футболистов, а Валентин Степанович Шеманов всегда смеялся: «Коль, ты пробежал, как паровоз, меня ветром сдуло». У Октября Ивановича Вилкова, который занимался всеми видами спорта, я как сынишка был. Как тренер он требовательный, любил только сильных игроков.
— Вы сейчас в хоккей, смотрю, играете?— Почти сразу, как вышел на пенсию, мне позвонил Владимир Карпунин и позвал играть за ветеранов в хоккей. Вот уже так восемь лет играю то в Кулебаках, то в Навашино.