Глеб и Паша пекли блины на электрической блиннице, Тимофей нарезал огурцы крупными кусками и тут же ел их. Ирочка пыталась натереть на тёрке морковку. Дети делали всё сами, лишь под ненавязчивым присмотром взрослого. В Монтессори-пространстве выксунского детского центра «Созвездие» малыши получали бытовые навыки. Самому маленькому кулинару два с половиной года, самому старшему – шесть.
Монтессори-педагогика учит ребенка быть самостоятельным, не бояться расширять границы, поясняет руководитель инклюзивного направления Юлия Пантелеева. В декабре центру исполнится год, и существует он благодаря тому, что и сама Юлия умеет расширять границы и принимать решения, кардинально меняющие жизнь.
От веб-сайтов к общественным инициативам
Стать педагогом выпускница выксунской школы не мечтала. Поступила на юридический факультет Выксунского металлургического техникума и занялась своим делом. Первый бизнес был связан с программированием и разработкой сайтов. Заказчики находились и в Выксе, и по всей России и в ближнем зарубежье. Но…
– Заниматься надо тем, что нужно людям и к чему душа лежит. Социальный бизнес менее выгодный, но зато именно в нём я развиваюсь как личность. Знаете, какой слоган у мюнхенского Монтессори-центра? По-настоящему самостоятельным и счастливым становится тот человек, который помогает другим
, – объясняет предпринимательница повороты своей судьбы.
Так возник Центр общественных инициатив «Продвижение», который существует до сих пор. Кроме всего прочего, Центр помогал родителям детей с ограниченными возможностями, которые объединились в общественную организацию «Созвездие», а Юля работала с ними в качестве волонтёра. У «Созвездия» тогда появился свой дом – городская администрация выделила здание, в котором ремонта не было лет 50. Как только с помощью местных предпринимателей привели в порядок одну комнату, стали проводить занятия с детьми. В Юлиной группе были малыши с ДЦП, для занятий с ними и покупки первых монтессори-материалов она выиграла грант.
Эти первые занятия утвердили Юлию в уверенности, что Монтессори-педагогика – это то, что нужно детям с особенностями развития. Она увлеклась этой методикой 13 лет назад, когда родилась первая дочь, и молодая мама думала, как ее лучше воспитывать. Монтессори-педагогика прежде всего учит наблюдать за ребенком и исходя из наблюдений формировать программу развития. Лично ориентированная методика идеально подходит для инклюзивных групп, в которых собраны обычные и особенные дети.
То, что нужно для стартапа
Через год занятий результаты радовали и саму Юлю, и родителей малышей. Хотелось сделать для детей ещё больше. Тем более малыши с ограниченными возможностями изолированы социально, поскольку обычные детсады для их посещений не оборудованы. Понятно, что для своих детей родители горы свернут – смогли они добиться и полного ремонта всех помещений «Созвездия».
К этому времени Юля окончательно сменила свою сферу деятельности: перешла на постоянную работу в детский центр и подала документы на новый грантовый конкурс социальных бизнес-проектов «Начни свое дело».
Эти 200 тысяч рублей были как то, что нужно для старта. Докупили развивающие игрушки, дидактические пособия. Хотя по-прежнему многое родители делали своими руками, финансовая поддержка помогла «стартануть» как предпринимателям. Мотессори-класс был оформлен по всем правилам, его услуги можно было предлагать клиентам. Социальный бизнес-проекта заработал. В чём его суть? Родители обычных детей покупают абонементы на развивающие занятия – так у малышей с ограниченными возможностями появляется возможность ходить на эти же занятия бесплатно.
На самом деле после гранта «Начни свое дело» бизнес Юлии Пантелеевой стал развиваться стремительно. Сейчас получена поддержка от Фонда президентских грантов, Международный институт Монтессори-педагогики включил Центр «Созвездие» в свою программу по созданию ресурсных центров. Теперь один из них будет в Выксе.
– Специалисты нашего центра прошли обучение по программе «Монтессори-педагог инклюзивной группы». Мы будем проводить семинары по обмену опытом для воспитателей комбинированных групп детских садов нашего округа, предоставлять консультации педагогам и родителям
, – делится планами Юлия.
Сама она тоже учится до сих пор – к диплому юриста и Международного института Монтессори-педагогики добавится документ о получении образования педагога-психолога.
Больше классов хороших и разных
Мечтает Юлия Пантелеева открыть и оборудовать еще одно пространство – для детей от 0 до 3 лет.
– Представляете, какой эффект в развитии детей будет! – продолжает молодой предприниматель. – В мире существуют школы Монтессори, где дети учатся до 18 лет. В России пока нет ни одной. Сейчас у нас уже есть первоклашки, которые вынуждены переходить на домашнее обучение. Они не справляются с перегрузками, школы недостаточно оборудованы для их учёбы. Дети опять социально оторваны. Надо, конечно, открыть ещё классы, чтобы особенный ребенок мог к нам ходить до 12 лет, пока не станет более зрелым
, – размышляет, будто даёт сама себе обещание, Юлия.
Тем более, по её мнению, возможностей для развития социального бизнеса становится всё больше и больше. Грантовые конкурсы в последние годы стали проводиться намного чаще, чем раньше, и поддержка предпринимателям оказывается очень ощутимая.
А пока в выксунском центре «Созвездие» работают группы временного пребывания для малышей от 3 до 6 лет, их посещают 12 детей с ограниченными возможностями. Родители могут привести ребенка на утренние или вечерние занятия три раза в неделю. При таком режиме центр не заменяет традиционный детский сад, но значительно помогает ребенку адаптироваться и развиваться.
– Жаль, не все родители привели сегодня своих особенных детей. Узнали, что приедут журналисты, и не решились. Только один сегодня в группе. Вы его увидели?
– спрашивает нас Юля.
Нет, мы не увидели. Ведь он такой же, как все.
Текст: Юлия МАЙОРОВА. Фото: Николай НЕСТЕРЕНКО. Видео: Ксения САМСОНОВА.