Фамилия Жуковых интересна своей принадлежностью к шепелевскому крепостному театру.
Крестьянин из села Коврез Яков Антонов, видимо, через Гусевский завод был переведён на вновь построенную Дощатую Железницкую фабрику. Впоследствии его семья и их потомки надолго были связаны с этим заводом и современным селом Досчатое. За небольшим исключением.
В 1828 году из большой семьи Афанасия Яковлева перевели на Выксунский завод двух его внуков Василия и Трофима, детей Сергея Афанасьевича, отданного в рекруты ещё в 1813 году. Чем занимался Василий неизвестно, но братья и их дети жили вмести одной семьёй. А вот младший брат Василия, Трофим Сергеевич Жуков, был причастен к выксунскому театру.
Трофим Сергеевич Жуков (ок.1813 – 1853) – артист выксунского крепостного театра.
Вот что написал о нём его потомок Алексей Алексеевич Лопатин в рассказе «Три судьбы» («Муромский край» от 9.02.1914):
«Дочь его (Александра дочь Семёна Коновалова – В.Г.) была моей матерью и женой артиста Трофима Сергеевича Жукова, окончившего школу театрального искусства в Москве. В Выксе играл он с большим успехом преимущественно комические роли и считался в Нижнем Новгороде талантливым артистом. Там же и умер от скарлатины тридцати пяти лет от роду. В Выксе я не разлучалась с отцом и почти безвыходно жила в театре, засыпая иногда в ложе. Когда шла опера «Волшебный стрелок», или «Фрадиаволо», я убегала часто к Уланову, но безумно любила «Материнское благословение» и «Отец и дочь»».
В этой части рассказа нет имени дочери Т.С. Жукова, которой принадлежат приведенные слова. Но в заключительной части рассказывается о судьбе Лизы Жуковой, давшей «зарок не выходить замуж». Также в сборнике
«Приокская глубинка» №1 (10) за 2011 год приведён рисунок «Лиза Жукова с отцом». Казалось бы, можно считать, что везде речь идёт о Т.С. Жукове и его дочери Лизе. Но с учётом информации ревизских сказок, можно предположить, что рассказ о Трофиме Жукове ведёт Александра Трофимовна Жукова, возможно мать А.А. Лопатина, а Лиза Жукова – дочь Василия Сергеевича Жукова, может быть музыканта театра, как это изображено на рисунке.
Источники информации: 1. ЦГА Москвы, ф. 2199, оп. 1, дд. 27, 34, 88, 100, 226, 234, 442, 446, 640, 641.