Художники Кирилл Макаров и Евгений Дедов, августовские участники арт-резиденции «Выкса» показывают совместный проект, на котором можно увидеть созданные ими в Выксе работы. В пространстве музея представлены несколько живописных полотен художников, а также запись видеоигры. Примечательно, что фрагменты игрового мира, по которому происходит перемещение на записи, созданы здесь, в Выксе участниками мастер-класса, который художники организовали в резиденции.
Кирилл Макаров работает с видеоигрой довольно давно. Участвуя в триеннале современного искусства, организованной музеем «Гараж», он работал с виртуальной реальностью, новый виток его исследований отношений между живописью и новыми визуальными технологиями наступил сразу после VR-проекта.
Его исследование повлияло и на живописный материал. Композиция его работ изменилась, в ней нет единой плоскости, к которой привык зритель. Холст Макарова может запечатлеть сразу несколько режимов смотрения. Как ни странно, это является более достоверным способом зафиксировать современную визуальную реальность, в которой появляется всё больше экранов и изображающих поверхностей и плоскостей.
Режимы видения оказываются точкой эксперимента и в работах Евгения Дедова, но он ставит вопрос живописному материалу иначе. Он не спрашивает, что и как мы видим в условиях новой технологической реальности, но действует иначе. Дедов сильно сужает видимое пространство, с помощью установления рамок видения, ограничивает нас в том, что нам дано увидеть на холсте, и тем самым расширяет автономию зрителя, которому предлагается проделать всю работу по достраиванию образа таким, каким он может его увидеть.
Видеоигра становится другим инструментом по включению зрителя в художественное повествование. Мастер-класс, проведенный художниками во дворе резиденции, стал способом изобразить графический материал, который оказался включенным игру таким, каким его включили в него художники. Однако рассказ внутри игры может быть выстроен самим зрителем.
«Рисунки частично формируют игровое пространство. Опыт совместного акта рисования застывает в графических элементах, которые через повторение и кадрирование создают рамку пейзажа виртуального мира, – поясняет структуру видео Кирилл Макаров, – Наблюдение за движением игрока в ландшафте дает возможность появиться непреднамеренному повествованию в живописной структуре, тем самым извлекая новые фигуры прошедшего события. Сомнения об опыте взаимоотношений между людьми проявляются в несвязанных на первый взгляд локациях игры и пространстве выставки. Грубо, без изначального плана или разметки, обведенные линией, жестом руки, камеры или кода, вещи вовлечены в движение между событием и его следом.»