15 апреля, в неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборе в честь Рождества Христова города Выксы. Правящему архиерею сослужили клирики собора.
По окончании Литургии Его Преосвященство напомнил прихожанам историю жизни преподобной Марии Египетской:
«Сегодня мы особенно чтим Марию Египетскую. Великим пост мы вспоминаем её три раза: в первую седмицу поста, когда читаем канон Андрея Критского (там есть обращение к ней), затем в особой день, так называемое «Марино стояние», и сегодня, в пятое воскресенье Великого поста, и это не случайно. Мать наша Мария показала, что не должен человек отчаиваться, какими бы страстями и грехами он не был-бы обуреваем, потому что Божья милость бессмертна. Она выше любой справедливости. Бог есть любовь и милость, только бы человек не отчаивался, а сумел оттолкнуться от самого дна грехов и страстей, в которых он пребывает. Как говорит псалмопевец Давид: «Углебох в тимении глубины (В глубоком болоте я погряз) и несть постояния (и не на чем стать); приидох во глубины морския (вошел во глубину вод) и буря потопи мя (и быстрое течение их увлекает меня)» (Пс. 68:3). В это состояние входит человек, когда понимает бездну своих падений. Сначала он этого всего не понимает, как это было и с преподобной Марией Египетской. Семнадцать лет она пребывала в блудных грехах, семнадцать лет она находилась в этом аду и радовалась этому, и уже совершенно потеряла всякий стыд, всякое приличие, с ненасытимостью удовлетворяя свою страсть, хотя у неё уже было понятие о вере и о Боге, но до конца она не понимала, что делала. Даже на корабле с паломниками она продолжала заниматься этими страшными, беззаконными делами, совращая юных людей в погибель блудной страсти. Ее вразумила Матерь Божия, когда она вдруг поняла, почему же не может войти в храм. И каково же было её покаяние, какова была ее решимость оставить прежнюю жизнь? Как только она пообещала, она ещё ничего не сделала, но пообещала и твёрдо утвердила в сердце своём мысль: всё, я не буду больше грешить, я поняла как это страшно, я поняла, что Бог отнимает от меня свою благодать, я понимаю, что сейчас я отвержена Богом за свои грехи. Они переполнили всякую меру. Она поняла, что перешла все границы, и тут же смогла войти в храм. Из этого Мария сделала вывод, что Бог не гнушается никаким грешником. Это первое, что нам надо усвоить. Мы все грешные люди, порой мы отчаиваемся, что у нас ничего не получается, что мы не можем победить ту или иную страсть, а у нас она не одна, и действительно бывает трудно. Но мы не должны отчаиваться.
И во-вторых – мы не должны расслабляться. Будем помнить, сколько терпела Мария Египетская в этой пустыне, в которой она находилась, сколько она претерпела страданий, сколько она боролась с мысленными зверями, с бесами, которые напоминали ей о прошлой жизни. Песни блудные крутились в ее голове, а когда она голодала – мысли о яствах и питии. И в этой борьбе прошло семнадцать лет. Столько времени понадобилось ей, чтобы очиститься от этих страстей. Но это стало возможным для неё и она освятилась благодатью Святого Духа, так что мы удивляемся, читая ее житие: она неграмотная знала Священное Писание, цитировал его. Будучи когда-то очень грешным человеком, она настолько освятилась благодатью Божией, что на воздух поднималась во время молитвы и как посуху проходила воды Иордана.
Здесь еще очень важным является то, что должен знать каждый человек. Без добродетели смирения невозможно победить ни одну страсть. Когда человек поистине увидит себя таким, какой он есть, тогда он действительно начинает смиряться. Особенно это трудно тем, кто не грешит так, как грешила Мария Египетская. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что пост и молитва должны быть соединены с милосердием. Пост это как бы возделывание почвы нашего естества, нашей плоти. Но мало возделывать почву, важна еще и молитва. Это как раз те семена, которыми мы засеваем возделанное поле, иначе там произрастут сорняки. Они могут заглушить те семена, которые мы сажаем. Но и молитва должна быть соединена с милосердием. Если пост и молитва совершаются правильно, тогда у человека будет естественное стремление сердца к милосердию. У него в сердце будет рождаться любовь, а любовь – это свойство самого Бога, это значит не брать, не держать у себя, а отдавать. И такое прохождение поста правильное».
Алексей Еремин