Ирина Пегова в роли служанки, царской супруги и секс-символа СССРНа экранах вторая часть сериала "Годунов", где Ирина Пегова играет Марию Нагую. Перед телепремьерой корреспондент "РГ-Недели" поговорил с ней в театре, в перерыве между репетициями. Пегова убегала и прибегала, рассказывала, энергично жестикулируя и изображая давних собеседников, разговор получился в полном смысле слова театральным.
В одном из ваших интервью я прочел, что в юности, в городе Выкса, вы смотрели спектакли только по телевизору и очень не любили театр.Ирина Пегова: Да, не любила... Но по телевизору я спектакли не смотрела. В этом случае я сразу переключала канал. Смотреть театр по телевизору невозможно.
Почему же тогда вы отправились учиться на актрису?Ирина Пегова: Я хотела стать певицей. Пошла учиться пению, подружилась с девушкой, преподававшей в нашей студии актерское мастерство. Подруга была ведущей артисткой кукольного театра. Однажды она сказала: "Ира, иди на кукольное отделение Нижегородского театрального училища, там тебе дадут все, что нужно певице, чтобы хорошо держаться на сцене!"
И вы пошли поступать на кукольное отделение?Ирина Пегова: Да, по ее совету. И в процессе поступления поняла, что оно мне не нужно. Кукольный театр - особый мир, кукольники - необычные люди. Они все создают своими руками, они влюблены в кукол. Так я пошла сдавать экзамены на драматическое отделение, которое было рядом. И легко поступила, сама этого не ожидая.
Из Нижегородского театрального училища вас переманил Петр Наумович Фоменко. Принял на свой курс в ГИТИСе, затем в свой театр и изменил вашу судьбу...Ирина Пегова: Когда я поступала к нему, он меня спросил на конкурсе: "Мы тебя берем. Но ведь ты бросаешь своих педагогов, предаешь... Как так?" И я не знала, что ответить.
Наверное, это была проверка. Он любил такие вещи.Ирина Пегова: Конечно. Ему было интересно, что я отвечу, как отреагирую, прокомментирую. Еще Петр Наумович сказал: "Я беру тебя на свой курс, но при этом обрекаю на незавидную судьбу. У тебя народный типаж, ты обречена играть служанок". И я училась, понимая, что моя судьба играть каких-нибудь профурсеток. Смешить народ на небольших ролях.
Прошедшие огонь и воду артисты из мастерской Фоменко говорили: "Ира, играй в студенчестве у Петра Наумовича все, что ты никогда в жизни не будешь играть в театре". И я с удовольствием это делала. Что хотела, то и играла: всех героинь, в том числе и Джульетту...
Вы одновременно с Петром Наумовичем работали с Миндаугасом Карбаускисом, потом пришли в МХТ - как это совмещалось, меняло ли вас как актрису?Ирина Пегова: Как менялось - не мне судить, а совмещалось просто. В 2003-м меня позвали в "Табакерку" на "Дядю Ваню", и это не было переходом в другой театр. Я играла в хорошей компании, у Миндаугаса, которого очень люблю. Мы, правда, после каждой работы смертельно ссорились и клялись, что не будем больше вместе работать.
Почему?Ирина Пегова: Было сложно. Видимо, потому что мы хорошо знали друг друга. Если бы не это, возможно, работать было бы легче. Но это неважно. После каждой премьеры я все равно ждала его предложений. Обожаю играть в его спектаклях и понимаю, как это делать.
Ну как все это совмещалось? Мне Олег Павлович в МХТ дал такие роли, которые я с удовольствием играю. Агафья Тихоновна из "Женитьбы" - никогда бы я ее не сыграла нигде еще. Никогда бы я не сыграла и Сюзанну из "Фигаро", Соню в "Дяде Ване" тем более. И в "Талантах и поклонниках", куда меня Миндаугас пригласил, я бы тоже никогда не сыграла.
Когда я к Олегу Павловичу пришла на разговор, то спросила: "А почему Соня? Это же вообще не мое..." И он в двух предложениях объяснил, почему. И я поняла, что должна согласиться.
Как же он объяснил?Ирина Пегова: Он сказал: "Соня человек с неуемной энергией, которая работает за всех и тащит на себе всю семью. Работящая, здоровая, нормальная девка. Конечно, это ты!"
И Петр Наумович, и Олег Павлович умели направить тебя одним предложением. Так было и в "Рассказе о счастливой Москве". Олег Павлович пришел на прогон спектакля, похвалил: "Ирка, молодец!" "Подскажите мне что-нибудь!" - "Ты должна играть девушку, которую хочет любой человек в СССР - если не обладать ею, то хотя бы к ней прикоснуться. Просто играй это".
Навсегда запомнила то, что сказал Петр Наумович, когда в "Белых ночах" у Коли Дручека я репетировала слепую бабушку: "Да-да-да! Ты, главное, общайся с воздухом, хватайся за воздух!"
Три недели назад Виктор Сухоруков рассказывал мне о сериале "Цыпленок жареный", где вы играете вдвоем: "Я вдоволь нацеловался с Пеговой! У нас такое партнерство!" Действительно так круто?Ирина Пегова: Круто. Там потрясающая пара написана Еленой Владиславовной Николаевой, режиссером сериала. Эту роль она создала специально для меня.
Досье "РГ"Пегова в киноЗа свой кинодебют, роль в фильме Алексея Учителя "Прогулка" (2003), Пегова получила "Золотого орла". С тех пор у нее по 3-4, а то и 5-6 фильмов в год. Всего она снялась почти в 60 фильмах и сериалах. Среди них можно выделить роль Лары в фильме Алексея Учителя "Космос как предчувствие", главную роль в сериале "Зоя" (2010), Марину в "Восьмерке" Учителя. Для того чтобы понять, какова Пегова сейчас, стоит посмотреть сериал Елены Николаевой "Комиссарша" (2017). Там видно, какой у нее мощный темперамент. А на подходе сериал "Цыпленок жареный". Судя по тому, что говорят участники съемок, в нем Пегова чрезвычайно хороша.