Быстротекущее время привело стопы нашей жизни к вратам Великого поста, самого продолжительного среди многодневных постов Православной Церкви. Каждый христианин отмечает его как значительное событие своей жизни в каждом церковном году. Пост этот Великий и по своему временному отрезку, так как длится он сорок два дня, после чего к нему еще прибавляется Страстная седмица, во время которой мы вспоминаем последние дни жизни Господа нашего Иисуса Христа и его спасительные страдания. В это время мы подражаем сорокадневному посту Спасителя нашего на горе Искушения. Господь Сам показал нам пример того, что наше естество при помощи поста, через воздержание от определенного рода пищи и через очищение ума и сердца должно очищаться от страстных помыслов и греховных страстей. Это самоограничение человека, если оно творится ради Бога, должно привести в конечном итоге к обожению, то есть, к максимальному приближению человека как образа Божьего к самому Богу. Господь наш Иисус Христос явил нам Своей жизнью, каким должен быть совершенный человек. Каждый из нас именно Великим постом имеет такую возможность в свою меру стяжать в себе то духовное состояние, когда человек приближается по своим свойствам к Богу, когда он смиряется, чувствует свою нищету духовную, сокрушается и плачет о своих грехах, стремится к правде, старается быть кротким, милосердным. Пост, как известно нам из писаний святых отцов и примеров их жизней, тесно связан с милосердием. Сердце человека откроется навстречу подвигу только тогда, когда оно откроется навстречу другому человеку через действенную любовь. Это очень важно, поэтому православные христиане, издревле лишая себя более какой-то дорогой утучняющей пищи, экономили средства и из этих средств выделяли нуждающимся. Это было очень важным делом Великого поста.
Святая Четыредесятница для каждого являет возможность приблизиться к идеалу жизни христианской. Для нас свет – монахи и их жизнь. В это время мы все становимся немножечко монахами. Неся послушание Богу, строго постясь, практически по монастырскому уставу, мы чаще стараемся бывать на богослужениях. А Великопостные богослужения носят особенный характер, в них мало пения и больше чтений из Ветхого Завета. Сейчас распространена практика читать также Священное Писание Нового Завета по зачалам для того, чтобы не читать слишком много на Страстной седмице, как это было принято ранее. Это можно отнести к положительным изменениям, чтобы люди могли лучше осмыслить и усвоить то, что слышат они в церкви. Читается Псалтирь на каждом богослужении по несколько кафизм. На Часах читаются кафизмы. Поэтому тот, кто любит Псалтирь, может получить в храме духовную радость и наслаждение. Человек, постясь, лишает себя телесной пищи, но не лишает себя наслаждения духовными смыслами, которые даёт нам писание Ветхого Завета, в состав которого входит Псалтирь. Покаянные псалмы Давида, псалмы, которые славословят Бога, – всё это очень благотворно ложится на душу человека.
Каждая неделя Святой Четыредесятницы посвящена какому-то важному событию.
На первой седмице мы читаем Великий Покаянный канон Андрея Критского. В понедельник, вторник, среду и четверг этот канон читается по частям. Это очень важное богослужение. Обычно оно совершается вечером. Здесь каждый православный христианин настраивается на поприще Великого поста через покаяние и образы Ветхого и Нового Заветов. Эти образы показывают глубину падения людей и высоту их подвига, приводящего к духовному восстанию и восстановлению образа Божьего.
Первая неделя посвящена Торжеству православия.
Вторая неделя посвящена святителю Григорию Паламе. Это святой четырнадцатого века, защитник православия, а также очень важного учения исихастов об Иисусовой молитве и об озарении каждого человека Фаворским светом, который каждый подвижник и каждый православный христианин может стяжать в своем сердце. Это тот нетварный свет, которым светился преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым.
Третья седмица – Крестопоклонная, мы вспоминаем страдания Спасителя ради нашего спасения. Именно в середине поста эта неделя укрепляет нас, несколько уже ослабевших, воспоминанием о том подвиге, который совершил Христос ради нас, пострадав на Кресте. Во всех храмах для поклонения выносится Животворящий Крест.
Четвертая седмица носит наименование преподобного Иоанна Лествичника. Это великий подвижник, составивший книгу под названием «Лествица», или «Лестница», которая возводит человека от земли на небо, от духовной немощи к высотам боговедения. Он очень подробно в своей книге раскрывает действия страстей и то, как добродетели могут преобразить нас.
Пятая седмица посвящена преподобной Марии Египетской. Это тоже для нас пример того, что можно сойти от глубины и бездны падения к вершинам чистоты и святости.
Шестая седмица – цветоносная, неделя Ваий. Это уже конец поста, мы вместе со Спасителем входим в Иерусалим и готовимся созерцать Его страдания ради нашего спасения.
Затем уже к Святой Четыредесятнице прибавляется Страстная седмица, во время который мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя. Это очень драматичное, очень-очень строгое, но при этом и необычайно важное для нас время, когда мы погружаемся в Тайну нашего спасения. Мы вспоминаем и предательство Иуды, вспоминаем и Тайную вечерю, где Господь первый раз причастил своих учеников. Мы являемся не просто созерцателями, но и участниками этой Тайной вечери, когда причащаемся Святых Христовых Таин. Мы благодарны за это Господу. Каждый Великий Четверг мы имеем такой обычай – причащаться Святых Христовых Таин.
Страстная Пятница посвящена распятию Спасителя нашего. Субботний день – день покоя, в который мы ожидаем уже воскресения Христова, когда Господь лежит во гробе. В этот день мы читаем тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный» («Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, в раю же с разбойником и на престоле был Ты, Христе, со Отцом и Духом, все наполняя, беспредельный»). Ожидаем воскресения Христова. Этот день чистый, светлый, радостный, предвкушение Пасхи, но в тоже время это ещё день духовной скорби. Но уже расцветает заря Пасхи.
Люди начинают готовиться, убирать храм, свои жилища, кто-то уже в этот день освящают куличи и пасхи, чтобы это делать не в суете пасхального празднества.
Так вот проходит этот Великий пост. Смысл его – в удержании от зла. Поэтому каждый из нас должен понимать что ни злоба, ни осуждение, ни празднословие не должны исходить от нас. Великим постом часто в храмах читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь. Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго».
В этой молитве мы просим, чтобы Господь отвел от нас дух уныния, празднословия, любоначалия, избавил нас от страстей и помог нам стяжать дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Любовь – это совокупность всех добродетелей. Все наши духовные усилия должны привести к этому дару – дару жертвенной любви, когда нам всех хочется понять, простить, никого не осуждать и никому не досаждать, как говорил преподобный Амвросий Оптинский. Помоги нам Господи поприще это Великого поста сделать ещё один шаг к нашему исправлению, а значит подняться еще на одну ступеньку в духовной лестнице, к духовному небу.