Генеральный директор благотворительного фонда «ОМК-Участие» — об особенностях инклюзии в моногородах.
За последние годы тема инклюзии и доступной среды стала особенно актуальной. Люди начинают понимать, что равные права, прописанные в конституции, должны быть действительно равными для всех.
Наш благотворительный фонд работает в моногородах, где доступность городской среды – одна из самых острых тем. В городе Выксе Нижегородской области мы с 2011 года стараемся создавать условия для равных возможностей. Поначалу мы помогали обеспечить доступность города для людей на колясках, но довольно быстро поняли, что одними пандусами дело не решить.
Общество и инвалидностьОбщество пока не готово к тому, чтобы быть инклюзивным. Еще несколько лет назад многие люди с инвалидностью в Выксе стеснялись выходить из дома. Во-первых, пойти было элементарно некуда, а во-вторых, другие горожане, видя их, просто отводили глаза. Чтобы исправить эту ситуацию, необходимо не только формировать доступную среду, но менять мышление и поведение людей.
Мы говорили об инклюзии со школьными учителями. Затем эти учителя проводили специальные занятия с учениками и их родителями. Параллельно мы рассказывали людям с инвалидностью об их правах, о возможностях ребенка-инвалида и его семьи, издали юридический справочник.
Наши усилия не прошли даром. В Выксе в 2012-2014 годах жители создали два общества: молодых инвалидов «Эдельвейс» и организацию родителей детей-инвалидов «Созвездие». Сегодня наш фонд продолжает активно сотрудничать с ними.
Культура и инклюзияВместе с Выксунским металлургическим заводом и компанией ОМК мы организовали нескольких культурных проектов в Выксе, в том числе выставки в музее истории завода и известный фестиваль городской культуры «Арт-Овраг». Люди с инвалидностью хотят жить полноценной культурной жизнью: посещать фестиваль, ходить по музейным, городским и заводским экскурсиям. Для них мы придумали и запустили проект «Выкса. Доступ есть». Начали готовить экскурсоводов вместе со специалистами музеев Москвы и Нижнего Новгорода, адаптировали экскурсии.
Наша работа направлена на четыре формы инвалидности, и для каждой из них создается свой инструментарий, позволяющий сделать культурные объекты доступными. Для незрячих и слабовидящих — это тактильные модели и тифлокомментирование. Для глухих и слабослышащих – это перевод на русский жестовый язык речи экскурсовода или онлайн-видеогидов. Для тех, кто передвигается на колясках, мы приобретаем навесное оборудование, чтобы можно было ездить по городским экскурсионным маршрутам словно на велосипеде. Для людей с особенностями интеллектуального развития создаем дополнительные визуальные материалы и адаптированные экскурсии.
Инклюзия по умуНо в первую очередь нужно победить стереотипы. Поначалу сотрудники местного музея побаивались людей с инвалидностью, порой даже не были готовы с ними работать. Теперь они не только проводят экскурсии для всех посетителей, но и самостоятельно ведут кинолектории на тему инклюзии, говорят об инвалидности грамотно, без стереотипов и негативных терминов.
Для того чтобы общество стало инклюзивным, важно перейти от формального подхода к рациональному. Другими словами, есть доступная среда по ГОСТу, а есть по уму. Мы хотим делать по уму. Наш фонд выиграл президентский грант для создания в Выксе возможностей для включения людей с инвалидностью в культурную повестку города. В дальнейшем мы планируем создать региональный ресурсный центр, который поможет обеспечить равные возможности в культуре для всех граждан. И здесь очень важно понимать, что настоящая инклюзия шире, чем доступная среда. Инклюзия – это работа с обществом.
К сожалению, многое держится в основном на заинтересованных или неравнодушных людях. Именно поэтому необходимо призывать людей с инвалидностью быть активными и помогать менять сознание людей без инвалидности. Они должны видеть, что вопросы инклюзии и инвалидности касаются каждого. Важно не замалчивать эти темы, а открыто говорить о них. Например, в Великобритании детскую вечернюю телепередачу пригласили вести девушку без руки. Красивая девушка рассказывает сказки, общается с детьми. Инвалидность – это не постыдно. Оркестром Метрополитен-оперы дирижирует виртуоз с ДЦП. И это тоже нормально.
Сегодня никому в голову не придет сомневаться в том, что женщины не хуже мужчин, а цвет кожи человека не делает его неполноценным. В XXI веке нам всем пора перестать смотреть на людей с инвалидностью как на чужих, полностью осознавая тот факт, что они — полноправные члены общества. Пора перебороть в себе страх и стереотипы, не жалеть таких людей, но и не возносить их. И глядя на человека с инвалидностью, видеть не инвалидность, а человека.