Абсолютно не хочется верить в то, что рядом с нами уже больше не будет Сергея Юрьевича Суркина - человека, верой и правдой служившего своему родному Выксунскому металлургическому заводу, оставившего в наследство богатейший фотоархив, где запечатлены события поистине исторической важности.
Моя творческая жизнь в последнее десятилетие проходила во взаимодействии с этой удивительной личностью. Поражала его одержимость, а неизменная присказка «Все будет хорошо» не однажды помогала справляться с трудностями.
Наше знакомство произошло в форс-мажорных обстоятельствах, когда редакция заводской газеты внезапно осталась без фотографа. Загруженный «по уши» работой в заводском бюро эстетики, он долго не поддавался уговорам и согласился лишь на временное сотрудничество. И уже с начала 1998 года фотоработы Сергея органично вписывались в публикуемые материалы. Никто тогда не предполагал, как глубоко проникнется он новым делом.
И вот наш первый совместный выход в мартеновский цех, где он уже отработал «горячий» стаж, и где хорошо знал каждый участок. Он заранее выяснил, что плавка близится к концу. Мы быстро взбираемся на смотровую площадку. «Татьяна! - привлекает мое внимание Сергей. - Сейчас будет пробита летка». Следим за четкими действиями сталеваров и, как завороженные, созерцаем вырвавшийся из мартеновской печи брызжущий во все стороны огненный поток, который тут же устремляется в сталеразливочные ковши. Юрьич (так уважительно звала его наша молодежь) щелкает фотоаппаратом, а я впитываю в себя эту яркую картину.
Новое редакционное задание - сделать репортаж о капитальном ремонте колесопрокатного. Вместе движемся вдоль технологической цепочки. Я останавливаюсь, беседую с ремонтниками, а он идет рядом. Мелькает фотовспышка. И вдруг Сергей пропадает, я стою посередине участка проката, озираюсь по сторонам. Появляясь, он поясняет: «Ты знаешь, с другой стороны пресс так ясно смотрится, замечательный будет снимок». Ну, что тут поделаешь. Ведь настоящий фотохудожник, каким и был Сергей Суркин, совершенно не так, как обычные люди, воспринимает окружающее.
Создать производственный пейзаж удается не каждому из тех, кто посвятил себя фотоделу. Вспоминается наша поездка в пятый трубный, где предстояло знакомство с только что смонтированным трубонарезным комплексом. Добираемся до места, я обдумываю вопросы, которые собираюсь задать руководителю проекта. И вдруг: «Ты посмотри, какая удивительная картина!» Лучи солнца, пробившиеся из-под крыши цехового пролета, расцвечивают однообразную серость оборудования и движущегося потока труб. Замри мгновенье, ты прекрасно! Сколько их было, этих мгновений...
Меня всегда поражал его подход к фотосъемке. Ведь в этом деле можно быть простым статистом и не ловить какие-то особые моменты. А он стремился запечатлеть каждое действие,, каждый шаг. Например, формовки первой трубы на новой линии ТЭСА-1420. И этот его уникальный снимок не раз затем публиковался в технических журналах, привлекая своей оригинальностью. Нельзя не считать шедевром и то фото, что было сделано им в колесопрокатном в момент торжественного клеймения 100000 колеса, которое было выполнено руководителями завода и РЖД за считанные секунды. Или панорамные снимки завода и Стана-5000, запечатленные с высоты птичьего полета. Его не страшил ни проливной дождь, как это случилось в момент нашего приезда на ЛПК, когда нам было поручено рассказать о первых построенных объектах. Ни лютый мороз, когда на зимнем этапе ОМКиады в ЧМЗ он по колено в снегу перебегал от одного места старта к другому. И единственному из многочисленных фотографов ему удалось запечатлеть момент пуска ЛПК, который произвели Председатель Совета директоров ОМК Анатолий Седых, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко.
Сергей Юрьевич снимал и рабочие коллективы. Особо тщательно подходил к портретным снимкам. Я наблюдала, как он выстраивал людей, поправляя кому-то воротничок, кому-то прическу. И все это делал очень аккуратно, тактично.
Легкий на подъем, Юрьич мог помчаться в Москву, где проходила какая-либо выставка, или в Нижний Новгород, где нашему заводу вручался очередной Штандарт губернатора. Но особые фотокадры он привез из поездки в Иерусалим, где ему удалось зафиксировать момент схождения Благодатного огня. «Пришлось преодолеть великие трудности», - поделился, Сергей Юрьевич. Снимки получились великолепными. Их созерцать мог каждый из посетителей его очередной фотовыставки, проходившей в музее истории завода. Вернисажей у него было много. И не только в Выксе, но и Нижнем Новгороде, Арзамасе, Сарове. Их отличало разнообразие пейзажей, портретов и даже натюрмортов, а самое главное - в каждом из них было одно -мастерство.
Как рано он завершил свой жизненный путь. Не успел Сергей Юрьевич подготовить и очередную фотовыставку, которую мечтал приурочить к церемонии вручения наград и премий Фонда им. Ивана и Андрея Баташевых. В управлении по связям с общественностью ВМЗ, где он трудился, осталось много фотоматериалов. Я уверена, что еще многие годы они будут использоваться в наших СМИ.
Татьяна Макракова
Корпоративный журнал «ОМКоманда» №1 (22) 2009 Новости по теме:
Наши даты: 2 ноября исполнилось бы 60 лет Сергею Суркину