На краеведов не учат в университетах, нет курсов повышения квалификации исследователей истории родной земли. Как правило, это даже не профильные специалисты, а просто люди, однажды задавшие себе вопрос «Откуда есть пошла…»
Дальше – больше: архивы, запросы, первые находки, настоящие открытия. А там, глядишь, и затянуло…
На днях мы получили в одной из соцсетей вот такое письмо:
«Дорогие Выксунцы! С большим интересом знакомлюсь с Вашим сайтом, с Вашей библиотекой и всем, что связано с Выксой. И это не случайно. Занимаясь историей своих предков, мне стало очевидно, что их жизнь немало связана с Вашим городом. Я внучка нижегородского архитектора Александра Александровича Яковлева, который тоже несколько лет жил в Выксе и работал на Выксунском горном заводе. Но рассказ, наверное, надо начинать не с него, а с Петра Михайловича Вавилова, который в 20-х годах был директором Выксунского завода. Личность эта замечательная и достойна быть среди самых известных людей города Выксы.
В коротком письме этом не опишешь всего многообразия жизни моих родных, связанных с городом Выксой. Я для первого знакомства помещаю здесь фотографию, снятую в Выксе в 1924 году. В центре Вавилов Пётр Михайлович. Справа от него Анна Фёдоровна Вавилова-Беклешова (урождённая Отсолиг, сводная сестра моего деда А. А. Яковлева, правее Юлия Петровна Яковлева (ур. Вайтенс), над ними Юрий Николаевич Беклешов, сын Анны Фёдоровны, правее его А.А.Яковлев, ещё правее мой отец Михаил Александрович Яковлев. Остальных найдёте в рукописном тексте на обороте этой фотографии.
С уважением, И. М. Яковлева.
Г. Сухум»
Про фамилию Яковлевых-Беклешовых мы уже писали в начале ноября. Теперь, с подачи Ирины Яковлевой – материал о Петре Вавилове с нашими дополнениями.
Из Википедии:Вавилов, Петр Михайлович (1872—1926) — инженер, изобретатель, металлург, в 1906—1917 годах — директор Кулебакского горного завода, директор Выксунского металлургического завода в 1922 году, автор метода выплавки чугуна на торфе.
В 1895 году состоял по ГГУ с откомандированием в распоряжение управления Богословским горно-обогатительным производством, был техником при постройке Надеждинского завода.
В 1897 направлен на Симские заводы Балашевых.
В конце 1890-х занимался постройкой доменных печей Ашинского металлургического завода, после чего был его управляющим. Занимал руководящие места в других заводских округах Урала.
В 1906 году стал директором Кулебакского завода Подмосковного бассейна. После революции 1917 года этот завод вместе с Выксунским вошёл в состав Приокского горного округа, техническим директором которого и был назначен.
В 1920—1921 годах являлся главным инженером-консультантом Богословского горно-обогатительного комбината.
В 1922 году был директором Выксунского металлургического завода.
В январе-марте 1923 года на выксунской доменной печи Вавилов выплавил на одном торфе, никогда раньше не применявшемся в доменных печах, много чугуна, крайне необходимого в то время стране. Эта доменная печь вошла в историю металлургии, так как вместе с ещё одной домной в Енакиеве они были единственными в СССР домнами, не потухшими в годы разрухи, так как работали и на каменноугольном коксе, и на древесном угле, и на дровах, и на торфяном коксе, и на одном сыром торфе — то есть на любом топливе, которое рабочие могли найти в окрестностях завода. Вскоре выплавка чугуна на торфе была перенесена на Кулебакский завод.
С 13 по 22 декабря 1926 года участвовал в Уральском съезде деятелей по мартеновскому производству в Свердловске, но вскоре после возвращения заболел, и от внезапной остановки сердца Пётр Михайлович скончался, ему было 53 года.
Семья: Его сын Вавилов Александр Петрович опубликовал в 1960 году в г. Свердловске роман «Утро века», в котором в лице горного инженера Арбатова поведал историю своего отца.
В своей статье «Выплавка чугуна на торфе», опубликованной в «Вестнике металлопромышленности», отметил, что согласно опытам, произведенным на Кулебакском заводе в 1923 году, выплавка чугуна в домне может идти и только на одном торфе: при сухом торфе домна работает с нормальной производительностью, а при влажном торфе выплавка чугуна возможна в смеси с древесным углем. При работе домны на торфе колошниковых газов будет достаточно, около 2,2 м³. на 1 кг выплавляемого чугуна может быть отдано в другое производство. Расход торфа на 1 кг выплавляемого чугуна составит около 2,29 кг.
«Замечательный русский доменщик», так назвал П. М. Вавилова академик-металлург М. А. Павлов.
Выксунский краевед Надежда Князева пишет: «Эта фотография (заглавная), сделанная в 1923 году, запечатлела облик тех, кто составлял, по принятому многие годы термину, актив доменного цеха Верхнего завода.
В нижнем ряду сидят (слева направо): В.Г. Мочалин, в дальнейшем – обер-мастер цеха; И.Н. Гальцов, опытный литейщик; И.Т. Гарин, шихтарь, погибший при аварии. Имена четверых следующих в этом ряду неизвестны.
Второй ряд снизу (также слева направо): А.Д. Зубов – заведующий; В.В. Валов, инженер по организации труда; Н.К. Тагунов, бухгалтер; четвёртый в этом ряду нам неизвестен; Н.Е. Новосёлов, начальник доменного цеха; П.М. Вавилов, начальник Окжилстроя и затем некоторое время возглавлявший ПГО; в отношении восьмого в этом ряду есть «разночтения», это либо П.И. Стулов, начальник смены (мастер) или А.Н. Порхачёв; М. К. Монахов, мастер, старший мастер, позднее – начальник доменного цеха; И.Н. Гнусарёв, мастер.
Третий ряд: П.И. Лапшин, мастер ЦЗЛ; К.Н. Аплеталин, мастер механической мастерской; А.И. Зудин, модельщик; В.(?) Мокеев, конторщик (по дошедшим до нас свидетельствам – ещё и неплохой музыкант). Феоктистов, активист клуба; М.В. Ярославцев, мастер механической мастерской (дед известного нашего земляка В.В. Ярославцева, певшего в ГАБТ); А.С. Егорченков, мастер; девятый и десятый в этом ряду неизвестны. Автор снимка не также не установлен».
У той же
Надежды Алексеевны мы читаем, что управляющий ПГО жил в поселке, именуемом «Старая колония», в самом большом одноэтажном доме с обширным мезонином.
Ну и под финал: в книге
«Утро века», на 119 странице читатель найдет интересное описание визита главного героя на завод. Трехэтажный дом, управляющий с немецкой фамилией и другие характерные черты служат очевидными отсылами к Выксе времен Лессинга. Или нет? Всех желающих приглашаем познакомиться с еще одной книгой «почти про Выксу».
И вспомнить фамилию, связанную с Выксунскими заводами: замечательного русского доменщика Петра Вавилова.