4 сентября вполне заслуживает внесения в Календарь знаменательных дат Выксы. Хоть и не прямое отношение имеют события этого дня к судьбе железоделательных заводов братьев Баташевых, но это своего рода отправная точка.
Приказ рудокопных дел, учрежденный по Указу Петра I (24 августа) 4 сентября 1700 года, положил начало государственному управлению горно-геологическими работами по поиску руды и других полезных ископаемых в различных регионах Российской империи. Это учреждение ведало поисками руды и подготовкой лиц, сведущих в горном деле, заботилось о постройке заводов, собирало сведения о добытых металлах и вновь открытых месторождениях полезных ископаемых. С тех пор Россия перестала нуждаться в заграничном металле. И уже в конце царствования Петра I Россия вела заграничную торговлю русским железом и медью.
Предлагаем вам познакомиться с интересной статьей выксунского краеведа Надежды Князевой о
Колпинском заводе. Автор обращает внимание на сравнение государственного и частного строительства того времени. Хотя судьба двух предприятий сходна. И поучительна весьма.
Надежда Князева. Колпинский завод Колпинский завод – один из старейших заводов Приокского металлургического района с интересной и показательной судьбой.
Известно, что руды наших месторождений использовались с незапамятных времён для нужд муромских и местных мастеров из старинных селений Карповка и Рудня. О Рудне упоминает немецкий путешественник А. Олеарий, проезжавший по Оке из Москвы в Персию в 1637 году. Сёла Карповка и Рудня располагались в районе пристани современного посёлка Досчатое.
На государственный учёт наши руды были поставлены только при Петре I в 1721 году (зарегистрированы они были в Берг-коллегии). После этого на берегах Оки начинается строительство двух заводов: в 1723 г. Колпинского на р. Колпь близ Мурома и в 1724 г. на р. Сноведь – Сноведского (на правом притоке Оки). Если Сноведской завод строился как частный силами муромских людей Д. Железнякова и братьев Мездряковых, то Колпинский завод строился как государственный за счёт казны (казённый). Наверное, поэтому Сноведской завод был построен за один строительный сезон – с марта 1724 г. по ноябрь этого же года, а Колпинский строился целых пять лет – с февраля 1723 года по май 1728 года.
Сноведской завод начал действовать успешно, не испытывая трудностей в снабжении сырьём и материалами, не страдая от «маловодья», но через два года был сожжён и разграблен «лесной вольницей» и к 1732 г. превратился в пепелище окончательно.
Колпинский завод, имея сначала только доменное производство (передельные горны и молотовая располагались на р. Меленка у села Карачарово) сразу же испытывал досадное маловодье и работал не полный год.
В 1732 году этот завод (как и многие казённые) был передан в частные руки князю Черкасскому. По рекомендации делового человека Александрова на заводе быстро провели реконструкцию плотины (на р. Колпь) и перевезли молотовую из-под села Карачарово, оставив там небольшую литейную. Колпинский завод с этого момента переживает пик своего расцвета. В 1737 году здесь было выплавлено 14644 пуда чугуна, который не успевали переделать в железо – не хватало мощностей передельных горнов в молотовой, а новые ставить не позволяла плотина – она бы не могла их обеспечить водой для привода водяного колеса. Количество не переработанного чугуна из года в год росло и князь Черкасский решил построить дополнительную молотовую в селе Павлово (1840г.). Завод позже перешёл в собственность зятя князя Черкасского – П.Б. Шереметьева – представителя старинного знатного боярского рода. Новый хозяин поддерживал работу завода, не прибегая ни к реконструкции, ни к решению его.
Из-за «умаления руды и вод» - в 1764 году завод закрыли, но небольшие кузницы с литейными сараями очень долго ещё работали и на р. Колпь и на р. Меленки.
Сноведской же завод заново был построен И.Р. Баташёвым в 1784 году, подвергался коренной реконструкции в 1818-1820 гг. Этот завод, проработав более века (закрыт был при немецком управлении в 1891 году) прославил все заводы Выксунской группы производством особых свойств чугуна, в том числе и литейного для художественных изделий, качественных изделий из железа и стали, а также паровых машин для пароходов, заводских установок и других изделий. Он был расположен удобнее остальных, в смысле транспортировки тяжёлых изделий по многоводной Сноведи в Оку.
Вот такие штрихи из истории этих первых заводов Приокской металлургии, а подробнее вы можете узнать о них книги Павленко «История русской металлургии XVIII-го века».
Н. Князева. 1993 год