Осенью в Екатеринбурге в рамках 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина прошел форум «Искусство как предприятие», гостями которого стали главный хранитель искусства и дизайна в Национальном музее Шотландии Ксавье Декто, профессор культурной экономики Городского университета Лондона Энди Прэтт, урбанист Барбара Холуб и другие специалисты по культурному проектированию, управлению и экономике. Из всех прошедших на форуме дискуссий и круглых столов «Артгид» выбрал презентацию «Искусство для бизнеса», непосредственно относящуюся к актуальным российским запросам и рассказывающую о том, как и зачем сегодня бизнесу и особенно производственной индустрии взаимодействовать с художниками и поощрять культурные инициативы. Мы благодарим Уральский филиал Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО и Благотворительный фонд В. Потанина за помощь в подготовке этого материала.
Миша Most. Evolution-2. 2017. Роспись фасада промышленного комплекса «Стан-5000» Выксунского металлургического завода, входящего в состав Объединенной металлургической компании. Выкса, Нижегородская область. 10800 м². Courtesy авторТатьяна Ананьева, модератор дискуссии, вице-директор компании «Апостроф-Медиа»: Сегодня у нас с вами дискуссия о том, зачем искусство бизнесу, и здесь больше людей, которые представляют именно бизнес. Эта тема относительно нова, в первую очередь в бизнес-среде. При этом я вспоминаю, как однажды была на лекции в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей в Москве, где рассказывали про первых промышленников, которые в свое время много делали для развития именно культуры людей, крестьян. То есть они стремились адаптироваться к новым реалиям, в том числе стали делать инвестиции в культурную среду: в театры, досуговые мероприятия, музейную деятельность. И в современном бизнесе в России мы сейчас работаем в этой сфере, связанной с коммуникацией, нацеленной на людей, так как она сильно недооценена.
Мы собрали здесь уникальные примеры тех компаний, которые осознали, что такое сила искусства и что это работа долгая, это не быстрая история. Вчера на форуме мы затрагивали тему управления потоковой эмиграцией — люди уезжают из города, когда в нем нет смысла. Создание смыслов — это стратегическая вещь, в которую должно верить предприятие, его владельцы. Компания должна понимать, что она хочет здесь быть, что она хочет здесь развиваться, что ей нужны люди. И не просто винтики системы, а люди думающие. Это потенциал сферы искусства, сферы культуры, которая помогает включить сознание, научить людей думать, создавать жизнь вокруг, наполнять все смыслом.
Сегодня хотелось бы это обсудить, но не абстрактно, а на реальных примерах, на кейсах компаний-пионеров, которые находятся в авангарде движения. Этих примеров правда немного, когда, думая о людях и о собственном потенциале, бизнес вкладывается в такие длинные истории. И первое слово я хочу предоставить Ирине Седых, она представляет Объединенную металлургическую компанию (ОМК) — благотворительный фонд «ОМК-Участие» и прекрасный проект «Арт-Овраг».
Татьяна Ананьева, Алиса Прудникова, Ирина Седых, Александр Мущенко, Ирина Семенова, Наталья Левицкая, Александр Кастравец. Круглый стол «Искусство для бизнеса» в рамках форума «Искусство как предприятие». Екатеринбург, 23–24 октября 2017. Фото: Уральский филиал Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗОИрина Седых, председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие»: Спасибо, я немножко расскажу не только о нашем фестивале «Арт-Овраг», но постараюсь объяснить, почему мы вообще задумались о таких проектах и стали их в компании проводить. В этом году наша компания отметила 25-летие, а ведущий завод нашей компании, Выксунский металлургический завод, отметил 260 лет. На сегодняшний день это самое передовое металлургическое производство не только в России, но и в Европе. Современнейшее производство, сложнейшие технологии и естественно люди, которые обладают уникальной компетенцией. Тем не менее, не могу не вспомнить слова Питера Друкера, этого гуру менеджмента, который говорил, что менеджеров надо обучать и заставлять писать стихи. Где менеджмент, а где стихи? Казалось бы, какая связь? А он абсолютно уверен в том, что написание стихов помогает людям развивать их компетенцию и повышать их профессионализм, очень творчески подходить к своему структурированному и жесткому делу.
Мы все знаем имена меценатов, которые создавали коллекции, и их первоначальный мотив заключался не только в личном интересе — окружить себя красивыми вещами. Это была и просветительская функция. И вот сейчас, когда мы живем в постиндустриальную эпоху, наверное, есть некая повторяемость. И даже более высокий уровень, когда рабочие являются не просто винтиками в общей системе, а уже становятся в какой-то степени соавторами и соучастниками этого производства. И такая вовлеченность в творческий процесс необходима для того, чтобы компания была успешной. Почему для решения бизнес-задач нужно привлекать людей искусства? Потому что они иначе мыслят, не так, как люди бизнеса, и сейчас именно такого мышления не хватает, чтобы принимать самые эффективные решения. Да, есть алгоритмы, которыми мы пользуемся и будем пользоваться в бизнесе, будем их совершенствовать, но наступает какой-то предел, когда эти алгоритмы уже не так эффективны.
Многие компании приходят к выводу, что нужно сформировать какие-то ценности, которые объединяли бы всех сотрудников. Мы не строим иллюзии, что 24 тыс. человек будут двигаться в одном направлении, но для нас это важная тема. Мы стремимся определить основные ценности, на которых должна строиться вся политика нашей компании, как должны взаимодействовать сотрудники, какая должна быть культура общения не только внутри, но и с поставщиками и клиентами. В данном случае искусство для нас может быть неким инструментом, очень важным и нужным, для того, чтобы эти ценности начали разделять больше людей.
Комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова и председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых. Фото: Уральский филиал Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗОВ компании огромное количество самых разных проектов, связанных с искусством. К нам постоянно приезжают различные театры, за последние 10 лет, если я не ошибаюсь, было около 30 издательских проектов, причем достаточно крупных. В рамках 260-летия компании по всем городам была проведена акция «Книгоград», которая сильно мотивировала людей к тому, чтобы открыть для себя новых авторов, принести те книги, которыми им бы хотелось поделиться с другими, пообщаться с писателями. Мы постоянно стараемся разжигать в людях интерес, связанный со всем, что касается искусства, культуры.
Меня просили подробнее рассказать про «Арт-Овраг». Проект возник у нас в фонде «ОМК-Участие», и делали мы его изначально для молодежи. Объясню, почему сначала именно для этой целевой аудитории. Выкса — маленький город, вместе с округом всего 83 тыс. человек, сам город — 54 тыс. человек, со всеми вытекающими отсюда проблемами моногородов. И мы должны все время помнить об оттоке населения, оттоке молодежи, о том, кто будет работать на заводе через 10–15 лет.
Многие направления фестиваля были выбраны не просто на основании наших представлений: мы пошли общаться с подростками, чтобы узнать их интересы. Было важно, чтобы инициатива исходила от самих жителей. Уже спустя 2–3 года мы поняли, что фестиваль выходит за рамки благотворительности, и это проект, который компания берет под свое крыло, понимая, что с его помощью можно решить большое количество задач, связанных с заводом. Что нам дает этот фестиваль сейчас? Здесь на форуме много говорили про «косвенные доходы» от культурных проектов, и мы абсолютно уверены, что эти «косвенные доходы» у нас будут, они есть уже сейчас, потому что мы видим, что молодежь сильно активизировалась, гораздо больше людей приходит на наши мастер-классы, которые проходят в течение года. Возросло количество волонтеров, в основном это старшеклассники. У нас установились прекрасные отношения с администрацией города, которая теперь участвует не только номинально в организации, речь идет уже и о финансовом бюджете города: небольшая сумма закладывается на то, чтобы фестиваль состоялся.
Еще один эффект касается городской инфраструктуры: при помощи наших кураторов и урбанистов у нас есть возможность составлять планы развития города. Наш фестиваль привнес эти компетенции в сфере городских исследований, способствующие тому, что город может правильно составлять профессиональные заявки на гранты, которые затем выделяет государство. Вот это кратко о связанных с искусством инструментах, которыми пользуется промышленная компания.
Александр Кастравец, директор по связям с общественностью Объединенной металлургической компании: Я хотел бы сказать о том, что в городах, где функционируют промышленные компании, существуют некоторые противоречия. С одной стороны, это очень высокотехнологичное производство, которое требует действительно уникальных знаний, а с другой — достаточно унылая будничная жизнь самого города. Наш собственник очень много лет назад принял для себя решение, что этого дисбаланса быть не должно. По крайней мере, нам следует сделать все возможное, чтобы люди понимали, что компания помогает реализоваться в городе. Заводская проходная не должна быть границей: на территории завода успешный технологичный комплекс, а в городе жизнь унылая и малопривлекательная. Поэтому у нас и существуют проекты, о которых говорила Ирина.
Открытие арт-двора в рамках фестиваля «Арт-Овраг». 2016. Фото: Игнат КозловКлючевое слово для нас — это «вовлеченность». Мы вовлекаем огромное количество жителей города в акции и мероприятия фестиваля «Арт-Овраг». Например, арт-дворы появляются не потому, что в архитектурном бюро родилась идея и мы ее поддержали. Решение принимают сами жители, они работают вместе с экспертами, архитекторами, и в итоге во дворах появляется то, что хотели бы видеть горожане. Стратегический курс «Арт-Оврага» таков, что жители города должны быть соавторами фестиваля, это курс на многие-многие годы, ведь мы имеем дело с очень тонкой материей — с сознанием людей. Для того чтобы изменить менталитет, требуется достаточно большое количество лет. Мы видим факты: количество преступлений в городе сократилось, количество уезжающих из города людей сократилось. К нам в Выксу сейчас приезжает огромное количество туристов: 80 арт-объектов для одного города — это очень много, большая картинная галерея под открытым небом. В этом году мы проводили международный конкурс, и в результате появилась самая большая уличная роспись в мире. Победил Миша Мост, проект выполнен на одном из самых больших металлургических комплексов в мире. И рабочие тоже принимали участие. Это не что-то привнесенное извне, а совместный продукт.