Благотворительный фонд «ОМК-Участие», Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция» (г. Москва) и управление образования администрации г.о.г. Выкса 24 ноября организовали зональную конференцию для педагогов в рамках проекта, реализуемого в округе с 2014 г. «Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам как условие успешной инклюзии», который был направлен на переориентацию общественного и профессионального сознания по отношению к детям-инвалидам, детям с ОВЗ; на изменение стереотипности мышления педагогов по отношению к возможностям обучения детей-инвалидов в школе; на нейтрализацию негативного отношения родителей обычных школьников к детям-инвалидам и их семьям.
Цель конференции – подведение итогов проекта и решение, над чем предстоит работать в дальнейшем, а также распространение положительного опыта в сфере инклюзивного образования в других городах Нижегородской области.
Участники конференции – более 400 педагогов г. Выкса и других городов Нижегородской области. Спикер конференции – Председатель Попечительского совета БФ «ОМК-Участие» И.И. Седых.
Педагогическая конференция по толерантности прошла в необычном формате: кроме выступлений выксунских и нижегородских педагогов по темам: «Уроки доброты – о самом главном», «О чем говорят дети?», «Как изменилось отношение родителей», «Инклюзивное образование в практике работы массовой школы» и др. участники посмотрели инклюзивные творческие номера детей, а также выступление сводного хора учащихся нескольких образовательных учреждений. Своим опытом в проведении на региональном уровне инклюзивного творческого фестиваля «Крылатые качели» поделились коллеги из г. Чусовой.
- Я хочу поблагодарить каждого участника программы по формированию толерантности, в которой за три года приняли участие самые разные жители Выксы: педагоги, социальные работники, психологи, журналисты, родители и ученики, - сказала Ирина Седых. –
Уверена, что наши совместные усилия станут прочным фундаментом для строительства новых отношений между людьми. И неважно будет это здоровый человек или инвалид. Через несколько лет сегодняшние ученики вырастут и станут взрослыми. И уже не придется убеждать в необходимости совместного обучения школьников и особенных детей, и они не пройдут мимо человека, которому нужна помощь и поддержка. То, что сегодня кажется кому-то педагогическим экспериментом, через несколько лет станет нормой жизни. Изменение общественного сознания и взаимоотношения людей – сложный процесс. Он будет развиваться и совершенствоваться годами. Уроки доброты, милосердия и заботы, которые проводят участники нашей программы, останутся в душах и сердцах школьников примером нравственного отношения порядочных, честных и ответственных людей к проблемам особенных детей. Напомним, в проекте приняли участие 14 образовательных учреждений г.о.г. Выкса (10 общеобразовательных школ и 4 дошкольных учреждения) и более 100 педагогов.
Куратор проекта – директор АНМЦ «Развитие и коррекция», эксперт Комитета по образованию Государственной Думы РФ, эксперт Совета по специальному инклюзивному образованию Министерства образования и науки РФ Елена Дмитриевна Худенко.
В течение 3 лет в рамках проекта был организован цикл меропри¬ятий: курсы повышения квалификации, в ходе которых повышался уровень правовых знаний; отрабатывались инновационные техно¬логии внедрения ФГОСов; технологии разработки АООП и СИПР; расширялся диапазон методов и приемов психолого-педагогиче¬ской работы с детьми; отрабатывалась технология психолого-пе¬дагогического консультирования детей и их родителей; давался инструментарий по разработке плана индивидуальной работы с се¬мьей; проводились циклы родительских собраний, круглых столов, встреч, консультаций с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, цикл вебинаров, в ходе которых освещались основные за¬коны, регламентирующие права и возможности ребенка-инвалида и его семьи; освещались технологии развития компенсаторных меха¬низмов ребенка-инвалида; рассматривались вопросы организации режима дня в семье. Особое внимание было уделено методологи¬ческому обеспечению работы по «Формированию толерантного от¬ношения к детям-инвалидам, детям с ОВЗ». Были разработаны, изданы и распространены среди педагогов, родителей книги, программы, буклеты, информационно-методиче¬ские материалы, в которых излагалась четкая и конкретная инфор¬мация, направленная на повышение уровня правовых знаний, уров¬ня профессиональных компетенций специалистов. Система постоянно действующего on-line консультирования помог¬ла многим родителям решить проблемы своего ребенка-инвалида.
Самым интересным в этом проекте стали «Уроки доброты», ко¬торые проводились во всех 14-ти учреждениях, задействованных в проекте. Творчество, креативность, высокий профессиональный уровень педагогов, участвовавших в про¬екте, а также гуманистическая направленность этих уроков спо¬собствовали эффективному решению поставленных задач, дети с большим удовольствием принимали участие в таких уроках.
Мониторинг изменений толерантного сознания у учителей, ро¬дителей и учащихся проводился постоянно (2 раза в год). Наиболее благодатной аудиторией оказались ученики 1-4 клас¬сов, которые в большинстве своем дали положительную оценку на совместное обучение с ребенком-инвалидом.
Итоги проекта - педагогическое сообщество г. Выкса вышло на качественно иной уровень взаимоотношений учитель — ученик; произошли изменения менталитета учителя в сторону психологической готовности обучать всех с учетом особен¬ностей каждого. Родители и с той, и с другой стороны готовы понимать друг друга; дети — адекватно воспринимают ученика, не такого, как они и гото¬вы ему помочь.
Справка:1 сентября 2016 г. в РФ вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который позволит включить детей с ОВЗ в полноценную жизнь образовательного учреждения: уроки, праздники, дополнительные занятия и др. Одним словом, все, что доступно для обычного ребенка, должно стать доступным и для ребенка с особыми потребностями. И главное здесь не пандусы и безбарьерная среда (хотя и это очень важно), а психологическое принятие такого ребенка как обычного.
Инклюзивное образование – системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Оно касается детей с ОВЗ, их родителей, обычных развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Оно направлено на развитие толерантности, то есть принятие другого – не такого, как ты.
Новости по теме:
В Выксе прошла зональная конференция для педагогов (видео)Зональная конференция для педагогов прошла в Выксе (фотоотчет)