В 1987 году состав «Металлурга» пополнил игрок юношеской сборной СССР Алексей Павлов. Он провел в Выксе всего несколько матчей, но заставил трибуны ликовать и восторгаться его игрой.
— Алексей Николаевич, как вы стали футболистом?— Я учился в начальной школе Ижевска. К нам на урок пришел детский тренер и пригласил всех мальчишек в секцию. Футбол с самого начала меня не увлек, я походил немного и бросил. К счастью, раньше в СССР проходил обязательный турнир «Кожаный мяч» для всех школ, в том числе и общеобразовательных. Я играл в составе сборной команды и сыграл очень удачно.
После этого турнира к нам домой пришел детский тренер Виктор Александрович Коробейников. Он уговорил меня заниматься футболом профессионально, и я стал ходить в футбольную секцию.
— Как вы смогли пробиться в состав юношеской сборной РСФСР?— Наша детская команда выступала неплохо. Стержень коллектива составляли четыре игрока: центральный защитник, центральный полузащитник и два нападающих, одним из которых был я. Мы участвовали в финальной стадии чемпионата и кубка СССР, а чемпионате РСФСР среди спецклассов смогли дойти до финала. После участия в этом турнире нас (меня и еще троих лидеров нашей команды) пригласили в сборную РСФСР в 1980 году.
Мы отправились на сборы в Нальчик: тренировались под руководством Анзора Амберковича Кавазашвили, привыкали к новым требованиям и жизни в новых условиях. Вскоре в составе сборной отправились на чемпионат СССР среди спецклассов в Днепропетровск.
— Как прошел турнир?— На турнир приехали 16 команд, которых разбили на 4 группы. В нашей была местная команда «Днепр», московские «Динамо» и ФШМ. Несмотря на уровень соперников, мы вышли в плей-офф с первого места, обыграв динамовцев. Следом победили ФШМ — знаменитую московскую школу. Они уже знали, что мы обыграли динамовцев. Перед матчем с нами и в игре у соперника тряслись коленки. Было необычно такое видеть. Вышли во второй групповой этап, заняли 3 место, показав достойный результат.
— Что запомнилось на этом турнире?— Лукавить не буду, нас очень удивили условия в «Динамо». Во-первых, известный на весь Союз тренер Гавриил Качалин, во-вторых, экипировка москвичей: новая форму, бутсы, кроссовки, в-третьих, с ними приехали 5 тренеров и массажистов. Чувствовали себя деревней.
— Как вас заметили тренеры юношеской сборной СССР?— В 1981 году мы поехали на Всесоюзную Спартакиаду школьников. Выступили очень успешно, заняв второе место. Наша команда серьезно впечатлила тренеров-селекционеров сборной СССР. Как оказалось, они заметили нас еще на турнире в Днепропетровске. Меня и еще двух игроков пригласили на сборы.
Уровень был очень высокий, он чувствовался во всем. Я сам небольшого роста, с отличным ударом и техникой. Все, что нужно для отличного нападающего. Мне на сборах очень нравилось. Например, я тренировался с известным в будущем игроком ЦСКА и «Спартака» Валерием Шмаровым и футболистом ЦСКА и «Динамо» Сергеем Колотовкиным. Тренировал нас чемпион Европы 1960 года Виктор Григорьевич Царев. Уровень был очень высокий. К сожалению, лично я участвовал всего в двух сборах.
— Почему не удалось закрепиться?— Одна из причин — травма. На одной из тренировок в сборной СССР под меня сильно подкатился защитник. Я порвал связки голеностопного сустава и сломал лодыжку. Лечился достаточно долго, около полугода и потерял драгоценное время. Все-таки это была сборной СССР и конкуренция за место в составе тогда была очень серьезная.
— Вам удалось побывать за границей?— Да, со сборной РСФСР. Команда была очень сильная, что доказала на предыдущих соревнованиях. Сначала мы поехали на международный турнир в Анголу и выиграли его. Точно помню, что на кубок заявились несколько африканских сборных, сборные Чехии и Польши.
— Где играли еще?— Во Франции. Однако на сей раз называлась наша команда — «Динамо» Москва, потому что это был клубный турнир. Нас это нисколько не задело, даже польстило, что дали название такого знаменитого клуба.
В нашей группе были французский «Нант», английский «Тоттенхем» и испанская «Севилья», а во второй — донецкий «Шахтер», французский ПСЖ, голландский «Аякс» и сборная одного из Штатов Бразилии.
Мы свою группу выиграли, вышли в плей-офф с первого места, но попали на «Аякс», знаменитую на весь мир школу. К сожалению, им уступили в полуфинале, а в матче за третье место проиграли бразильцам.
— Что приметили за рубежом?— Было очень волнительно, раньше ведь никого из страны не выпускали. Во Франции очень понравились поля: все зеленые, укатанные, подстриженные, в отличие от наших в то время. Причем во Франции это было не просто поле, а полноценный стадион с трибунами в каждой общеобразовательной школе.
Каждая такая школа выставляла свою полностью укомплектованную команду: с формой, экипировкой и автобусом. В СССР футбол также культивировался на высоком уровне, но с экипировкой и тренировочными условиями были трудности.
— Что удивило еще?— Количество зрителей на трибунах. На матчи собирались по пять-шесть тысяч. Они активно болели за своих, мы никогда при таком количестве народа не играли. Чуть какой-то момент — сразу идет гул «УУУ». При таком количестве зрителей очень приятно играть.
— Как перешли во взрослый футбол?— Меня всегда ценили в городе и я без каких-либо проблем попал в ижевский «Нефтяник», где играл с 1982 по 1984 год, а затем перешел в ижевский «Газовик», где играл с 1985 по 1986 год. К сожалению, ситуация в командах была не самая благоприятная: платили немного, иногда играли даже без премиальных.
На всю жизнь запомнился разговор. Руководство сказало: «Премиальных сегодня не будет, можете не выигрывать». Для меня это было дико. Взрослая карьера мне не удалась, мешала травма голеностопа, которую я получил в сборной — хронический подвывих. Выступать было не очень комфортно, и я принял решение завершить карьеру прямо по ходу сезона.
— Как вы оказались в «Металлурге»?— В 1986 году я поехал на семинар в Казань, где встретился с главным тренером «Металлурга» Вячеславом Алексеевичем Крыгиным и главным тренером «Авангарда» Валерием Николаевичем Горбенко. Мы разговорились, обменялись телефонами. В следующем году у меня что-то произошло, я позвонил Крыгину и спросил: «Можно приехать?» Он ответил: «Приезжай». Так я и оказался в Выксе.
— Какой уровень футбола был в то время?— Очень приличный. Я не сказал, что мне было очень легко. Приходилось всем ежедневно трудиться, в том числе и мне, чтобы команда оставалась в лидерах. Обстановка в «Металлурге» была очень профессиональной. Тренер контролировал дисциплину в команде, подробно объяснял тактику и готовился к каждому матчу. Неудивительно, что в следующем году команда стала чемпионом.
— Какая обстановка была в команде?— Все игроки выкладывались в игре и на тренировках. Сдружился с парнями, скучно не было. Я жил в общежитие, питался вместе со всей командой в ресторанах. Город мне также понравился, нравилось играть за «Металлург». Конечно, я отыграл в Выксе не так много, пять или шесть матчей, но играл в стартовом составе и заставил публику себя полюбить.
— Вы успели сыграть в выксунском дерби «Металлург» — «Авангард».— Стадион был полный, выксунцы просто фанатели от футбола. Трибуна болельщиков «Металлурга» выкрикивала мою фамилию. Значит я показывал хороший уровень футбола, хоть и играл не так много. Трибуна болельщиков «Авангарда» фанатела от игры Валерия Горбенко. Он был настоящим мотором команды, небольшого роста, быстро бегал и отлично бил.
— Прямо после игры с «Локомотивом» вас забрали в Горький.— Уходить из Выксы мне не хотелось, но предложение было очень привлекательным, появился шанс реанимировать карьеру. Главным тренером в «Локомотиве» был Александр Мирзоян, бывший футболист московского «Спартака». Сезон я доиграл в Горьком, а потом принял решение завершить карьеру.
— Что делали дальше?— Занялся бизнесом и стал тренировать детей. Сейчас руковожу компания по продаже авторессор «Д-Авто» в Казани. Бизнес у меня для жизни, а футбол — для души. Недавно принял команду Казанского авиационного института по мини-футболу. Занимаюсь и с детьми, и со студентами.
Второй год тренирую взрослую сборную команду Казани по мини-футболу. Она собирается не так часто, раз в год, куда отбираю лучших игроков. Например, из моей команды прошлого созыва четверых мини-футболистов: Игоря Рогачевского, Азата Шамсутдинова, Салавата Самигуллина и Раифа Вафина забрали в казанский МФК «Ядран», который выступает в высшей лиге чемпионата России.