3 июля мы чествуем хранителей российских дорог, которым приходится ежедневно, невзирая на погоду и время суток, обеспечивать на них порядок.
Олег Баранов несет службу в ГИБДД 23 года. Сейчас он временно исполняет обязанности начальника РЭО. В канун профессионального праздника корреспондент газеты «Выкс@.ru» задал ему несколько вопросов, касающихся выксунских дорог, водителей, любимой профессии.
- Олег Николаевич, как получилось, что пошли в «дорожные стражи»?- С будущей профессией я определился сразу, ломать голову над тем, куда бы пойти учиться, мне не пришлось. Мои родители работали в органах внутренних дел: мама - в службе дознавателя и старшего инспектора по делам несовершеннолетних, а отец 17 лет возглавлял госавтоинспекцию Вознесенского района. Я решил пойти по его стопам. В 1993 году поступил на очное отделение Нижегородского юридического института МВД РФ, а в 1997 году уже поступил на службу в ГАИ Вознесенского района. Работал инспектором практики, прошел такие службы, как технадзор, пропаганда безопасности дорожного движения. В 2008 году перешел в РЭО. Так случилось, что началось сокращение кадров, и в 2011 году мне пришлось перевестись в Выксу.
- Службу тяжелее нести в Выксе или же в Вознесенском районе? Какое впечатление у Вас сложилось о местных дорогах, о водителях?- С переходом на новое место работы значительно прибавилось. Дело в том, что в настоящее время наш отдел обслуживает городские округа Выкса и Навашинский, а также Вознесенский район. Как известно, на плечи сотрудников РЭО ложится как прием экзаменов у будущих водителей, так и регистрация транспортных средств. Только на территории городского округа Выкса сейчас их насчитывается около 50 тысяч единиц. В их число входит и мототехника, и прицепы, и автобусы, кроме тракторов — ими занимается гостехнадзор при администрации городского округа. Также мы обслуживаем девять автошкол. Две находятся в Навашине, две — в Вознесенске и пять — в Выксе.
С начала текущего года, по состоянию на 20 июня, сотрудниками РЭО было выдано 497 водительских удостоверений.
К тому же в последнее время появилось много законодательных новшеств, открылся портал государственных услуг и прочее. А это значит, что работы у сотрудников ГИБДД с каждым днем прибавляется.
Что касается водителей и дорог, то в России они, наверное, везде одинаковые. Хотя все познается в сравнении. Если поедете в Вознесенск, то передвигаться по асфальтовому полотну вам не придется, оно там отсутствует лет десять.
- Что можете сказать о качестве подготовки выпускников автошкол?- С первого раза сдают экзамены 30-40 процентов обучающихся. Это говорит о том, что уровень их подготовки оставляет желать лучшего. К тому же с 2015 года были внесены поправки в законодательство, касающиеся требований к обучению в автошколах, оборудованию автодромов и непосредственно к вождению на дорогах. Как показывает практика, со сдачей теории проблем не бывает. Из группы экзаменующихся в количестве 20 человек обычно не сдает лишь один. Самое «интересное» начинается у желающих получить права во время сдачи вождения. Будущие водители то свет забывают включить, то поворотник. Безусловно, сказывается волнение, которое возникает у них при виде человека в форме, хотя мы стараемся спокойно разговаривать с экзаменующимися. Допущенные ими ошибки я указываю по прохождении маршрута. Если сказать о них вначале, то водитель может сразу остановиться и не поехать дальше.
У нас установлено 6 видеокамер, процесс прохождения экзамена записывается на автодроме и в городе. В течение 2-3 месяцев материал хранится на случай обжалования результатов экзаменов. Редко, но бывает, что посмотреть запись приходят даже мамы и папы, чтобы понять, насколько прав инспектор.
Кстати, встречаются весьма настойчивые граждане, которые до 12 раз пересдают вождение, лишь бы только получить водительское удостоверение.
- Олег Николаевич, а за образцовое исполнение служебных обязанностей руководство поощряло? - Да. За годы службы не раз был отмечен благодарственными письмами и от руководства ГИБДД, и от администрации городского округа. По молодости приходилось и в конкурсах профмастерства участвовать.
- В дорожные перипетии попадали? - Если садишься за руль автомобиля ежедневно, то их, наверное, не избежать. Проблемы и «несостыковки», которые сбивают с толку, на дорогах встречаются нередко. Бывает, водители «замечтаются» за рулем и не уступят дорогу. Пешеходы тоже в Выксе недисциплинированны, особенно молодежь. Выходя на «зебру», они не считают нужным посмотреть налево, направо и убедиться, что им уступают дорогу.
- Какие советы Вы бы дали водителю, оказавшемуся в сложной ситуации, будь-то: сомневается в том, как правильно выполнить тот или иной маневр, пересечь сложный перекресток?- Если получилось, что водитель растерялся, замешкался, то ему лучше включить аварийную сигнализацию и постоять, подумать, как поступить в трудной, нестандартной для него ситуации. Других вариантов, наверное, у него нет. Лучше включить аварийку, показать другим водителям, что у вас что-то случилось, нежели ехать наобум.
- Сотрудники ГИБДД — постоянные герои анекдотов, баек. Ваше отношение к народному фольклору?- Анекдоты придумывают не только про представителей нашей профессии. Они бывают безобидные и колкие. Но я их воспринимаю совершенно спокойно, меня это не раздражает, могу и сам рассказать не один анекдот.
- В свободное от работы время чем занимаетесь?- Его у меня практически не бывает. Как правило, посвящаю его домашнему хозяйству и стараюсь побольше внимания уделить детям. Их у меня трое — два сына и младшая дочка. Домочадцы к моей службе относятся с пониманием, за 23 года уже привыкли и смирились, что у главы семьи ненормированный рабочий день.
- Пользуясь случаем, поздравьте коллег с приближающимся профессиональным праздником.- Традиционно многим его приходится встречать на служебном посту. Желаю, чтобы усилия коллег увенчались снижением аварийности на дорогах, чтобы все участники дорожного движения были дисциплинированны и взаимовежливы. Здоровья, карьерного роста, надежного тыла и отличного настроения!
Редакция газеты «Выкс@.ru» присоединяется к поздравлениям. Желаем дорожным стражам терпения, умения всегда держать ситуацию под контролем, побольше примерных водителей, поменьше происшествий и пробок на дорогах и в жизни.