15 мая вся планета отмечала Международный день семьи. Мы решили поддержать важный для нашей страны, городского округа праздник и познакомить читателей с дружной многодетной семьей выксунских художников.
Алексей и Галина Усас вместе уже 37 лет, хотя их отношения зарождались не благодаря, а вопреки чему-то. Сейчас у них шестеро детей и двенадцать внуков. Творчество помогает супругам не только показывать своё отношение к окружающему миру, но и выстраивать гармоничные взаимоотношения. Они знают, как превратить семейную жизнь в полную вдохновения, зарядиться оптимизмом, как превратить рутинное занятие в радость.
Галина родом из Выксы, Алексей – туляк. Оба — 1961 года рождения. Познакомились, когда учились в Московском художественном училище прикладного искусства. Их встреча могла и не состояться, так как оба поступили в МХУПИ не с первого раза. К тому же Алексей изначально настраивался на учебу в другом вузе, но провалил экзамен и решил сменить учебное заведение.
Встречаться молодые люди начали на втором курсе. Поскольку будущий супруг имел не очень хорошую репутацию, слыл в училище хулиганом, то Галине прочили, что эти отношения несерьезные и недолго продлятся. Но молодые люди общались, присматривались друг к другу, а в 1980 году поженились. Им тогда было по 19 лет.
По окончании художественного училища супруги Усас по распределению уехали в Зауралье, в город Далматово. Дипломированные специалисты трудились на ковроткацкой фабрике. Разрабатывали орнаменты и узоры для дорожек, паласов. Алексей придумал новый рисунок для ковра на основе элементов домовой резьбы по дереву, который был запущен в производство. Но их всегда больше интересовала живопись.
В 1982 году у них родился сын Иван. Вскоре молодого отца забрали в армию. Служил Алексей в Свердловской области. В армии таланты художника новобранцу не только пригодились, но удалось раскрыть и другие, получить дополнительно еще одну специальность. Попал он в военную школу поваров. По окончании курсов ему был присвоен 4 разряд. С такими «корочками» Алексей вполне мог бы работать в ресторане. Но приобретенные навыки больше пригодились в семейной жизни. Если потребуется, глава вполне может заменить у плиты жену и приготовить вкусный обед или ужин.
Пока Алексей нес службу в армии, Галина, чтобы не оставаться в чужом городе одной с маленьким ребенком на руках, решает перебраться в Выксу, поближе к маме. Наша героиня вернулась в родной город, и жизнь вновь потекла своим чередом. Молодого преподавателя уже с нетерпением ждали в детской художественной школе. Основатель и первый директор ДХШ Борис Николаевич Бедин лично пригласил ее на работу.
В 1984 году демобилизовался Алексей и приехал к семье. Устроился в пожарную часть. Числился пожарным, а исполнял обязанности художника-оформителя и параллельно преподавал в художественной школе.
В 1985 году в семье родился еще один сын – Максим, а в 1987 году – дочь Мария. Спустя 10 лет - Полина, в 1999 — Даниил, 2002 году — Илья.
Вопреки прогнозам врачей, которые говорили о несовместимости резус-факторов крови и о возможных проблемах с беременностью, дети появлялись на свет друг за другом, а мудрые родители им не препятствовали. Больше по этому поводу переживали бабушки и дедушки, которые предупреждали, что будет нелегко, но со временем и те смирились.
37 лет Галина и Алексей Усас идут рука об руку по жизни. За это время, как и многим другим многодетным семьям, им приходилось и с проблемами сталкиваться, и трудности преодолевать. Но все им нипочем, ведь рядом есть надежное плечо.
Они счастливы вместе не только потому, что когда-то сделали правильный выбор спутника жизни, почувствовав внутреннее притяжение и родство. Они сумели приспособиться друг к другу, не переделывая и «не подгоняя» вторую половину под себя. Вовремя поняли, что счастье находится внутри каждого из них, и сумели увидеть его. Они не дали семейному кораблю разбиться о рифы быта, а научились ловко обходить их. А для этого, по мнению главы, должен быть хороший внутренний боцман. «Понять причины своих неудач способен любой человек. Многие просто не хотят думать, анализировать. Наша семья, напротив, больше склонна к размышлению и созерцанию, нежели к необдуманному действию. Иногда этот период бывает очень длительным. Это, кстати, касается и живописи. Мы месяцами можем не браться за кисть, вынашиваем идеи, пока не появится желание выплеснуть их наружу. Так и к семейной жизни тоже нужно подходить творчески».
Семья Усас уверена, что выведенных формул для счастья нет. Для каждой супружеской пары они индивидуальны. Если случаются неурядицы, то нужно подумать, откуда они берутся, что ты сделал не так. Не стоит обвинять обстоятельства, других людей, правительство, время, погоду, экологию.
Главный секрет многодетной семьи заключается, наверное, в том, что Усас никогда, ни при каких жизненных обстоятельствах не «запаривались». Случалось, что и хлеб не всегда в доме был, но они не унывали, а старались жить весело. Многодетные родители находили время на воспитание детей и выкраивали его на творчество.
Сплотиться теснее помогали общие интересы. Всей семьей регулярно выезжали на рыбалку, совершали велосипедные прогулки, ходили на лыжах, в походы. А пока дети играли на природе, запекали на костре сосиски и хлеб, взрослые писали этюды.
В конце 80-х – начале 90-х многодетная семья жила в общежитии. Даже здесь нашелся уголок для творчества. Комната была разделена шкафом на «зал» и «кухню» , в которой и стоял этюдник. Бывало, что пробежит кто-нибудь из детей, опрокинет холст на пол. Только его поднимут, отчистят, установят на место, как мимо него мчится другой ребенок...
Родители всегда готовы поддержать инициативу своих детей и поучаствовать в различных конкурсах, хоть в спортивных, хоть в художественных. В 2010 году на конкурсе «Нижегородская семья» была завоевана главная награда. Ну а если не удается занять первого места, то призовое берут практически всегда.
Есть у семьи Усас свои традиции. Большая, дружная семья, которая в настоящее время с внуками, снохами и зятьями уже насчитывает 22 человека, собирается без особого приглашения за круглым столом в родительском доме по случаю дней рождения, других знаменательных дат и по праздникам.
Справедливости ради стоит отметить, что собираются родные не для того, чтобы вкусно потрапезничать. Неотъемлемой частью семейных посиделок становится культурно-массовая программа. Здесь постоянно звучат песни под гитару, читают стихи, ставят кукольные спектакли, рисуют для виновников торжества стенгазеты, готовят оригинальные поздравления. Встречаются они в родительском доме и для того, чтобы просто поиграть в любимые настольные игры.
Удивительно, но многочисленная семья Усас даже поселилась весьма интересно, растянувшись от Выксы в одном направлении – в сторону Шиморского. Если кто-то спешит по делам в город, то «по пути» завозит к бабушке и дедушке внуков. Родительский дом является связующим звеном, эпицентром всех событий. Причем его двери всегда открыты не только для детей, но и для их одноклассников, знакомых, которые впоследствии становятся друзьями семьи и самостоятельно приезжают к Алексею и Галине в гости, чтобы посидеть, поговорить за жизнь.
«Когда мы вместе, то и душа на месте», - признается многодетная мама. Галина Александровна рассказывает, что до недавнего времени супруги никогда по одиночке не отдыхали и детей везде всегда возили с собой. Только последние лет пять Алексей два раза в год – осенью и весной вырывался с братом
на рыбалку в Астрахань.
Стоит отметить, что семья Усас редко что-либо заранее планирует, решения чаще принимаются спонтанно. Они весьма непритязательны и спокойно относятся к отсутствию комфортных условий. Могут приехать на море, поставить палатки и жить в них. Не раз во время путешествий им приходилось останавливаться в поле, чтобы переночевать. Правда, эту практику пришлось прекратить после последней поездки в Абхазию, где в глуши на них напали бандиты.
Алексей и Галина Усас не только замечательные родители, но и талантливые художники. Они не скрывают, что месяцами могут ничего не писать, а вынашивают идею, создают образы, ищут, изобретают интересную форму, оригинальный язык для их выражения. Выксунские художники стараются к сюжету будущей картины привязать технику, придать ей нужную поэтическую внешность, чтобы передать свое внутреннее ощущение, восприятие. По мнению Алексея, для художника немаловажно уметь презентовать свою работу, донести смысл до зрителя. В последнее время он все чаще стал замечать, что на выставках встречаются достойные картины, но названия у них неинтересные, банальные, не раскрывающие их внутренней сути для зрителя. «Снег», «Весна», «Лодка» - это лишь констатация того, что изобразил автор. Поэтому, готовясь в прошлом году к юбилейной выставке, супруги решили пойти по-другому пути. К каждой из своих работ они, вместо названия, написали небольшие лирические трехстишья в стиле японских хокку, которые, собственно, должны были дать импульс для прочтения картины.
Что же касается младших Усас, то все они хорошо рисуют, но никто из них не пошел по стопам родителей, более того, никто даже не посещал художественную школу, кроме старшего.
Алексей Витальевич замечает: «Наша семья — антидепрессант». За годы совместной жизни веселых, казусных случаев было столько, что все сразу не вспомнишь. Например, когда сын Максим был маленьким, то все делал наоборот. Его даже завали «мальчик наоборот». Однажды он самостоятельно собрался в садик. Помимо того, что все вещи малыш надел наизнанку, задом наперед и перепутал правый ботинок с левым, так еще и куртку умудрился натянуть вверх тормашками, так что капюшон оказался между ног. В другой раз на бегу его нарядили родители. Надели на сына пальто, шапку, а перед выходом вспомнили, что забыли про ремень. Поскольку опаздывали к завтраку, то решили обойтись без этой детали гардероба. Но не тут-то было. Всю дорогу ребенок кричал, привлекая внимание прохожих: «Хочу ремня!»
А когда родился Ванечка, не было детской кроватки. Пару дней первенцу пришлось спать в фанерном чемодане. Родители до сих пор вспоминают эти трогательные моменты, и у них поднимается настроение. Они вообще удивляются, как благополучные люди, у которых есть дом, машина, деньги, возможность путешествовать, могут быть несчастными? Главное - понять, что причины своих неудач нужно искать в себе. От каждой неудачи можно отталкиваться как от новой ступеньки. Ведь все зависит от того, через какую призму ты смотришь на вещи.
Наталья Фоминых