Пятый открытый фестиваль «Выкса театральная» завершился 27 марта в ДК им. Лепсе.
13 спектаклей, из которых 7 — постановки местных коллективов, 6 — наших друзей и соседей, плюс торжественное мероприятие, посвященное Дню театра и 55-летию Выксунского народного театра. 5 детских пьес, один «Театр в стихах», один полномасштабный детектив и одна острая социальная драма. 10 режиссеров, 180 участников, 1500 зрителей и масса впечатлений, порой самых полярных.
С 19 по 27 марта из ДК им. Лепсе можно было не уходить. В честь открытия подряд прошли сразу четыре (!) спектакля. Открывала фестиваль сказка «Цветик-семицветик» в постановке кулебакского самодеятельного детского театрального коллектива «Мы» (режиссер Мария Паятелова). Всем известная история про девочку Женю, мальчика Витю и волшебный цветок в подаче дебютантов фестиваля обросла яркими деталями, а маленькие зрители с удовольствием унесли с собой заветные лепестки, исполняющие желания.
Еще один детский спектакль - «Чудеса там, где в них верят» - уже наделал шума в конце минувшего года. Наряду с обычными детьми в постановке принимали участие дети особенные. Театр для детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу» (режиссер Светлана Братчикова) был создан на базе ДК чуть больше полугода назад.
Вечером в малом зале пьесу «Москва-Васютки» давали актеры народного театра СДК Большого Окулова. Это безусловные фавориты фестиваля, и те, кто хоть раз видел их на сцене, уже не пропускают бесхитростных, но таких трогательных историй. Ведущему актеру — Евгению Бурмагину — 86 лет. И он играет, кажется, самого себя. Когда весь твой мир — табуретка, время считается по мимо проходящим поездам, а старуха-жена надоела хуже керосину, но жизнь без нее немыслима. Да и героиня, ворча на мужа, не забывает подогреть ему молока и вытереть белые капельки с небритого мужнина подбородка. Так и прожили они всю жизнь, работали, детей растили. Теперь дети разъехались и не пишут. А старики доживают свой век в забытом Богом захолустье . Отсюда и мысли приходят в голову странные: «Вот так всю жизнь проживешь — а эскимосов не увидишь».
Каждый год приезжают большеокуловцы в Выксу. Любят наш зал — у них условия ощутимо хуже. Нравится тепло, с которым их здесь принимают. А вот выксунский зритель не слишком уважает постановки, берущие за сердце, заставляющие душу отзываться. Так что в зале было немноголюдно. А ведь сам спектакль, помимо сюжета, имеет интереснейшую судьбу. Много лет ставит этот театр пьесы Флорида Булякова. Вот эта была написана на башкирском, и на русский не переводилась. Так режиссер Евгения Шаркова связалась с драматургом, и он специально для театра села Большое Окулово сделал русскоязычную версию. Теперь, после смерти Булякова, спектакль стал символом памяти и благодарности талантливому автору.
Завершал этот длинный-длинный театральный день спектакль Выксунского народного театра «С Верой, Надеждой, Любовью». Это премьера прошлого сезона, но, надо заметить, земляков народ поддержать пришел. Аншлаг — не аншлаг, но зрителей было много.
В среду, 23 марта, тот же коллектив выступил с обновленным вариантом «Театра в стихах». К пушкинской «Полтаве» и лермонтовскому «Демону» прибавилась сатира Алексея Толстого. Ему в этом году исполнилось бы 200 лет. В коллективе Сергея Куликова много молодежи, и тот факт, что теперь они читают классику — уже большой плюс руководителю. Не так-то просто заставить нынешних деток учить классические произведения.
Четверг прошел под знаком Выксунской детской школы искусств. Милая «Сказка о потерянном времени» (режиссер Нина Холодова) очень понравилась маленьким зрителям, а резюме подвела девчушка лет пяти: «Я тоже хочу играть в театре!» Так что профориентационные задачи постановка выполнила тоже. По дороге в гардероб взрослые поясняли малышам: «Видишь, к чему приводит безответственность? Надо помогать старшим, время беречь и не заниматься всякой ерундой». Дети послушно кивали.
А вот эхо вечернего спектакля будет еще долго разноситься в разговорах и обсуждениях. Дебютная работа режиссера Натальи Ершовой «Это, девушки, война» (коллектив «Глаголъ», ДШИ), простите за шаблон, не оставила равнодушным никого. «Даже подумать не мог, что Выкса на такое способна! Никак не ожидал!» - говорил один из зрителей своей спутнице. Четыре девушки, совсем юные, гимнастерки, сапоги, война... И где только взяли в своих сердцах выксунские девочки такое глубокое понимание ситуации, как сумели вжиться в роль — вот оно, мастерство режиссера, вот она, школа театра. Ни в чем не сфальшивить, нигде не «сыграть». Выйти и прожить на глазах затаившего дыхание зала историю любви и предательства, боль людскую и трагедию страны. Безусловно, это был самый сильный спектакль фестиваля.
Пятница. Самая ожидаемая премьера фестиваля. Вокруг нее уже позаботились создать интригующую атмосферу, сами актеры загадочно улыбались и на все вопросы о предстоящей постановке отшучивались: «Приходите, сами увидите». И вот - спектакль под названием «Торч», режиссер - Леонид Кичайкин. И снова трагедия отцов и детей, только уже современная, совсем наши дни, совсем наши дети. И страшно, и хочется бежать домой, обнимать своих деток и оберегать их от бед жестокого мира. А беды эти, как предупреждение «Люди, будьте бдительны!», оформлены в виде плакатов антинаркотической направленности, которые почетным караулом выстроились в коридоре перед малым залом.
Суббота предполагала, что любители театра из ДК не уйдут вовсе. В 12.00 народный театр-студия «Дилижанс» из Кулебак (режиссер Мария Федотова) предложил «Фантазии Лизы». Актуальная история взрослеющей девочки, мечтающей о большой и чистой любви, о доме, семье и о том, чтобы мама была рядом. «Я пообещаю своей дочери, что никогда, ни за что не умру раньше ее!»
В 15.00 актеры драматического коллектива Досчатинского ДК (рук. Галина Фролова) для маленьких зрителей поставили нестареющую сказку про Золушку. И, пока малыши радовались счастливой истории доброй и работящей девушки, взрослые зрители отмечали, как удачно и оригинально, буквально из подручных материалов, были сшиты костюмы, сделаны декорации. По общему мнению, это был самый яркий спектакль, наполненный множеством цветовых акцентов.
Субботним вечером любителей детективов ждала «Мышеловка» по мотивам повести Агаты Кристи. На сцене вновь театр «Дилижанс» из Кулебак. Продуманные декорации, выразительная игра и сюжет, который держит в напряжении до финала. «А вы на кого думали? Кто убийца?» - интересовались у нас после спектакля актеры. Ну что тут скажешь... Садовника-то в сценарии не было...
Завершался фестиваль двумя спектаклями гостей из Павлова. Народный театр под руководством Анатолия Важенина в этот раз юных зрителей порадовал свой версией повести о бойкой и отважной девочке со странным именем Пеппи Длинный чулок, а вечером... О, это было восхитительно! «Дважды Чехов»: «Предложение» и «Медведь» - блистательные пьесы в не менее блистательном исполнении. Одна мысль преследовала по окончании: что ж так мало! Этих гостей всегда даже отпускать жалко, настолько они интересны и всегда неожиданны.
Кстати, в этом году павловский режиссер сделал подарок своим коллегам по сцене. Для всех желающих он провел мастер-класс, где рассказывал о сценических премудростях, делился опытом и выдавал профессиональные секреты.
27 марта, День театра, был отмечен специальным мероприятием, посвященным награждению участников фестиваля, а главное — 55-летию народного (образцового) театра г. Выксы. Более чем полувековая история собрала в зале актеров разных поколений. Пришли даже те, кто имеет на руках номерные удостоверения «Актер народного театра».
Поздравления, награждения, цветы, музыкальные подарки — все это было. Но главным стало, пожалуй, выступление совсем юных актеров отделения «Искусство театра» Выксунской школы искусств. Вот оно — будущее! Да и старая гвардия доказала, что есть еще порох в пороховницах.
…Они приходят на репетиции после рабочего дня, после занятий, от станка, из-за компьютера, оставляя домашние дела, забывая об отдыхе, они учат роли, вживаются в образы, они смеются и плачут, они танцуют и поют — делают все то, что нормальные люди (в понимании тех самых «нормальных» людей) не делают. А для чего?
Для того, чтобы в наших сердцах, в сердцах тех, кто сидит в зрительном зале, что-то изменилось. Чтобы мы позвонили родителям. Обняли и за все оптом простили детей. Перечитали классическое произведение. Улыбнулись. Поверили в сказку.
И мир изменился вместе с нами. Право, ради этого стоит жить. Ради этого стоит играть...
P.S. Как всегда после театральных фестивалей остается легкая досада. Выксунцы, земляки дорогие! Такие чудесные постановки проходили, такие интересные актеры приезжали, такие актуальные темы поднимали. А вы — все пропустили. 1500 зрителей для 13 спектаклей — это очень немного. Неужели диван и телевизор настолько притягательны? Неужели не интересно? Неужели душа не требует чего-то большего, чем ужин и уборка?
С ответом на следует ждать до следующего театрального фестиваля. На сайте ДК им. Лепсе уже размещена афиша на предстоящую неделю. И это далеко не только кино. Полюбопытствуйте. Право, не пожалеете.
А вот режиссер народного театр Николай Пивиков когда-то сказал мне: «Знаешь, Алена, даже если в зале будет три человека, мы все равно будем играть. Для них».
Из редакторского блокнота:
«Торч». Очень удачный режиссерский ход.- задействовано пространство перед сценой. Получилось три независимые площадки. Хорошо сработало.
«Торч». Как же родителям хочется сделать ребенка счастливым... даже вопреки его воле...
«Это, девушки, война». Показательный момент: я не знаю, сколько длился спектакль! Ни разу не взглянула на часы.
«Золушка». В спектакле задействовано 25 человек привезли! И мушкетеры очень хороши.
«Мышеловка». По окончании спектакля актеры вручили своему режиссеру, Марии Федотовой, статуэтку «Оскара» «как золотому руководителю театра».
«Мышеловка». музыка для спектакля написана оригинальная. Автор - Илья Сперанский.
Театр из Павлова приехали труппой почти в 30 человек. Кстати, у них в ДК на премьере «Пеппи» был аншлаг. Больше 700 зрителей. Что надо сделать в Выксе, чтобы такого добиться?
Спектакли смотрела главный редактор «Выкс@.ru» Алена Баикина