Вечер... Просторный класс, уставленный мольбертами... По белому листу робко движется кисть, шуршит карандаш, будоража воображение и душу... Это идет урок в Школе живописи для взрослых, которая открылась в конце прошлого учебного года на базе Выксунской детской художественной школы.
Преподаватель Александр Фролов, художник с большим опытом, рассказывает, что задумка заниматься со взрослыми у него появилась давно. Тем более, что раньше в городе уже практиковались подобные уроки. В ДК им. Лепсе когда-то работала изостудия, где собирались выксунские художники, делали натурные постановки и воплощали свои замыслы на бумаге. Мастера кисти и карандаша писали, общались - им было интересно вместе. Полезны такие занятия были и для тех, кто учился заочно. У них была возможность набивать руку, работать не в домашних условиях, а в мастерской.
По такому же принципу Александру Николаевичу захотелось организовать Школу живописи для взрослых на базе Выксунской ДХШ. Тогда он вышел с предложением к руководству, которое было только «за». Решили попробовать, что из этого получится.
Поначалу (в прошлом году) желающих оказалось всего 8 человек. В этом году группа увеличилась вдвое. Возраст учеников - от 18 до 66 лет. У многих из них в детстве было желание научиться рисовать, но не имелось возможности для этого, либо повлияли семейные обстоятельства, но тяга к искусству осталась. Вот они и приходят в Школу живописи, чтобы пробовать себя, свои силы.
Александр Николаевич думал, что среди его учеников будут те, кто когда-то окончил художественную школу и собрался дальше совершенствовать свои навыки, свое мастерство. Получилось все с точностью до наоборот: в Школу живописи многие пришли как первый раз в первый класс. Здесь их учат азам: правильно держать карандаш, смешивать краски... В дальнейшем они развиваются в том направлении, которое им по душе, где лучше проявляются творческие способности и раскрывается талант. Кто-то предпочитает писать портреты, кто-то - пейзажи.
Александр Николаевич отмечает, что его взрослым ученикам приходится все объяснять «с нуля». Удивительно, но видимо, в силу своего возраста, жизненного опыта они быстрее детей схватывают и запоминают материал. Они даже рисуют лучше тех, кто отучился в художественной школе 5 лет, хотя и занимаются всего три месяца.
В Школе живописи учат работать карандашом, акварелью, гуашью. Осваивают здесь и технику сухой кисти, когда масляные краски не накладываются слоем на бумагу, а растираются. Надо отметить, что один из учеников имеет художественное профессиональное образование (реставратор мебели), но у него появилось желание заниматься дополнительно. Ведь дома не всегда есть такая возможность, а в Школу живописи пришел и работаешь, здесь тебя никто не отвлекает от творческого процесса.
Выксунцы учатся создавать свое, а не копировать. Педагог подчеркивает, что у его учеников нет стремления стать художниками. Но, когда они учатся рисовать, начинают больше видеть. Например, в любой постановке они ищут оттенки, да и на мир смотрят уже другими глазами, не как обыватели. Например, они способны увидеть, что стена не просто синяя или желтая, а находят несколько оттенков. За три месяца они уже попробовали писать натюрморты, портреты, пейзажи.
Александр Николаевич считает, что искусство рисования – это умение видеть красоту, все то прекрасное вокруг нас, что создал Всевышний. Для взрослого учиться в совершенстве владеть карандашом и кистью — не простая трата времени. Полученные знания, опыт ученики Школы живописи смогут передать своим детям, внукам, а вместе с тем и увлечь их изобразительным искусством. Теперь, придя в музей или в картинную галерею, они будут обращать внимание не только на фамилию автора той или иной работы, но и на год ее создания, на технику, в которой она выполнена, на художественные особенности.
Для того, чтобы попасть в Школу живописи для взрослых, не нужны особые таланты. Достаточно лишь желания. Сюда принимают всех без исключения.
Кстати, как показывает практика, люди не ждут от себя шедевров с первых занятий. Они достаточно критично относятся к своим способностям. По словам Александра Николаевича, это даже к лучшему, поскольку без постоянного стремления к совершенствованию, без трезвой оценки своего творчества художником стать нельзя. Если человек заявил, что всему научился, значит, как художник он не состоялся.
Пока ученики Школы живописи еще только осваивают азы. Но в перспективе было бы неплохо организовать их выставки: они помогут сохранить интерес к творчеству, подтолкнут к дальнейшему развитию и желанию рисовать не только для себя.
Корреспондент газеты «Выкс@.ru», побывав на одном из занятий, узнал о впечатлениях о них из первых уст.
Наталья Борисовна, 66 лет:
- В Школу живописи попала случайно. Я даже и не знала, что такая существует у нас в городе. Записаться на занятия мне посоветовала дочь, она у меня художник. Рисую я с детства, но художественной школы не оканчивала. Их у нас тогда не было. Со временем появилась семья, дети, внуки, мое увлечение так и осталось в прошлом. Я очень рада, что смогла осуществить свою детскую мечту. Благодаря занятиям, я стала видеть все по-другому. Сейчас еду в автобусе, смотрю на фонари, и они не кажутся мне обычным световым пятном, как раньше. Я обращаю внимание на их плафоны, на то, как преломляются лучи света. Пытаюсь рисовать не только в школе, но и дома. Раньше только любовалась тем, как рисуют дочка, внучка, а теперь сама начинаю удивлять их.
Светлана, 25 лет:
- О Школе я узнала в феврале прошлого года. Навела справки и записалась на занятия. Для меня это не пустая трата времени, а возможность самореализации. За это время у меня поменялось мироощущение, оно стало более красочным, точным.
Если в детстве тебя заставляют пойти в художественную школу родители, то, будучи взрослым, ты делаешь свой выбор осознанно. Я хочу научиться хорошо рисовать. То, что умею сейчас, — это школьный уровень. Хочу, чтобы каждая моя работа имела завершенный вид. Ведь некоторые годами могут рисовать, а результат не виден. У меня брат - архитектор. Он говорит, что у меня есть способности и их надо развивать.
Ольга, 32 года:
- Пойти в Школу живописи меня подтолкнуло желание научиться рисовать. Я совершенно случайно узнала, что идет набор. Ни на минуту не пожалела, мне очень нравится заниматься. Я очень рада, что появилась творческая секция для взрослых. Для развития детей их в городе сколько угодно, не то что для нас. На занятиях для себя я открыла живопись, мне нравится рисовать красками пейзажи. Правда, не все получается с первого раза. Если в целом, то я довольна своими работами. Но, как говорят, нет предела совершенству.
Галина Григорьевна, 58 лет:
- Идея научиться рисовать у меня появилась 8 лет назад. А сейчас появилась и возможность для этого. В Школу живописи мне посоветовали записаться знакомые. До 50 лет я не держала в руках ни карандаша, ни кисти. Посещаю занятия с большим энтузиазмом, восхищаюсь ими. Здесь я вижу свои успехи. Не хочу хвалиться, но прогресс заметен. Я даже не ожидала такого от себя. За это время научилась не только держать карандаш и кисть, но и делать наброски. Бывает, что на занятиях мы рисуем друг друга. Хочу научиться и живописи, и графике. Благодарю тех, кто организовал такую школу и, конечно, нашего преподавателя Александра Николаевича. Счастье, что нам, людям в возрасте, дают возможность заниматься тем, чем мы не могли заниматься в детстве.
Андрей, 34 года:
- Я по образованию художник (реставратор мебели). Считаю, что никогда не будет лишним освоить какую-то новую технику, например, сухой кисти. Учусь работать с акварелью, изучаю цветоведение. К тому же, если не заниматься ничем, то имеющиеся навыки с годами уходят, стираются. В любом случае тренировка не помешает. Время у меня свободное есть, плата за занятия не большая. В основном, взрослое население занимается в спортзалах, а вот творческим людям проблематично найти секцию по душе.
Андрей, 19 лет:
- Пришел в школу, потому что захотел научиться рисовать, до этого никогда не рисовал.
Сегодня у меня второе занятие. Пока немного не по себе, но желания сбежать нет. Набиваю руку: рисую линии и вдоль, и поперек, по диагонали, по горизонтали... Надеюсь, что у меня все получится и я смогу на бумаге отразить все, что захочу.
Наталья Фоминых