Благотворительный фонд «ОМК-Участие», Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция» (г. Москва) и Управление образования администрации г.о.г. Выкса 19 ноября провели Конференцию в рамках проекта «Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам как обязательное условие инклюзивного образования в г. Выкса». Руководитель проекта – директор АНМЦ «Развитие и коррекция» Елена Дмитриевна Худенко.
Цель конференции - подведение промежуточных итогов реализации проекта, в котором активное участие приняли 14 учреждений округа и 102 педагога.
На конференции педагоги делились своим первым опытом, наработанным в течение 3 месяцев: как проходят уроки доброты в их учреждениях, сколько детей с ОВЗ пришли в детские сады и школы, как их встретили обычные ребята и их родители, с какими проблемами столкнулись учителя и воспитатели, над чем предстоит еще работать. Педагоги представили видео- и фотоматериалы с фрагментами занятий и уроков, на которых не только учат сопереживать людям не таким как ты, но и рассказывают о людях-инвалидах, добившихся больших успехов в жизни, не смотря на свои недуги: поэтах, ученых, художниках, спортсменах. Участниками конференции был подготовлен инклюзивный концерт, в котором приняли участие дети с ОВЗ и обычные ребятишки.
Накануне конференции Е.Д. Худенко и представители управления образования посетили несколько учреждений округа, где увидели девять «Уроков доброты», которые еженедельно проходят в школах и детских садах и формируют у детей не только милосердие и толерантность людям с инвалидностью, но и умение дружить между собой, ухаживать за животными, помогать старшим и пр. Было радостно осознавать, что обычные дети из дошкольных учреждений и ученики начальных классов школ, настроены искренне принимать детей с ограниченными возможностями здоровья, дружить с ними, поддерживать их, оказывать им помощь, проявлять сочувствие и сопереживание.
Проект обнажил и много вопросов, связанных с введением инклюзивного образования в образовательный процесс обычных учреждений. В частности, педагогам обычных учреждений необходимо повышать уровень профессиональных компетенций для работы с детьми-инвалидами, им необходимы как психологическое сопровождение, так методики работы с родителями обычных детей, у которых встречаются проявления не толерантного отношения к детям-инвалидам и их семьям.
За три месяца проекта в образовательных учреждениях округа прошли диагностики по толерантности обычных детей и их родителей, ведутся «Уроки доброты», которые формируют у подрастающего поколения мотивационно-ценностные качества и развивают доброжелательность, чуткость, милосердие к тем, кто нуждается в помощи. Теперь в среде инклюзивного образования учителя, родители и другие специалисты должны работать в сотрудничестве, используя соответствующие ресурсы для применения обычной образовательной программы с достаточной гибкостью в соответствии с потребностями и возможностями всех учеников.
- Это действительно уникальный проект, социальную значимость данного проекта сложно переоценить, - сказала генеральный директор БФ «ОМК-Участие» Лариса Орловская. - После введения 1 сентября 2016 года в систему образования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов таких подарков в виде разработанных программ и учебников «Уроков доброты» с первых по четвертые классы, курсов повышения квалификации для педагогов не получил ни один регион или город РФ. Фонд, задумывая эту программу в Выксе, не предполагал, что проект будет настолько востребованным. Изначально предполагалось участие пяти образовательных учреждений округа и 50 педагогов. Сегодня в проекте - 14 учреждений и 102 участника. Это дорогого стоит и подчеркивает то, что на сегодняшний день общество испытывает огромную потребность в воспитании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, которые были утеряны в образовательном процессе в постсоветский период, и замечательно, что выксунские педагоги это понимают. И в то же время мы прекрасно осознаем, что воспитать детей в духе милосердия невозможно за 3 месяца, это даже невозможно сделать за год. Это должен быть постоянный и последовательный процесс воспитания детей с раннего возраста в течение многих лет, и только сегодняшние малыши через несколько лет могут вырасти настоящими полноценными личностями, способными на добрые поступки.
- Посещение «уроков доброты» и все увиденное на конференции погрузили меня в атмосферу счастья, - сказала Е.Д. Худенко. Я хочу отметить высочайший уровень педагогов, которые продемонстрировали не только свое педагогическое мастерство, но и высочайший уровень психологических компетенций, ведь нельзя рассказывать о добре и не быть добрым. Только сострадая сам, ты можешь формировать эти установки у ребенка. Поэтому сегодня можно смело отметить, что проект уже дал свои результаты как с точки зрения профессионализма педагогов, так и с точки зрения развития нравственного начала личности у детей.
Справка. 1 сентября 2016 г. в РФ вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который позволит включить детей с ОВЗ в полноценную жизнь образовательного учреждения: уроки, праздники, дополнительные занятия и др. Одним словом, все, что доступно для обычного ребенка, должно стать доступным и для ребенка с особыми потребностями. И главное здесь не пандусы и безбарьерная среда (хотя и это очень важно), а психологическое принятие такого ребенка как обычного.
Инклюзивное образование в целом, не разовая акция, а долгосрочная стратегия, рассматриваемая как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Оно коснется детей с ОВЗ, их родителей, обычных развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Оно направлено на развитие толерантности, то есть принятие другого – не такого, как ты.