Владимир Клавдиевич Арсеньев прожил по современным меркам недолгую (всего лишь 57 лет), но весьма насыщенную впечатлениями жизнь. Путешественник, географ, этнограф, писатель – он стал одним из известнейших исследователей Дальнего Востока.
Сегодня речь пойдет о книге, с которой началось моё знакомство с творчеством этого автора – романе «Дерсу Узала». Название соответствует имени главного героя . Дерсу Узала – коренной житель Уссурийского края, называющий себя просто «мы гольд» и живущий охотой на пушного зверя. Это реальный человек, с которым Владимир Арсеньев познакомился в одном из путешествий. И встреча эта так повлияла на автора, что он сделал Дерсу персонажем аж трех этнографических романов.
Но «Дерсу Узала» - это не просто этнографические заметки. Эта книга - важное напоминание всем нам о том, что жизнь человеческая может быть другой, чем мы привыкли ее себе представлять. Это встреча с человеком иного качества. Человеком природным: смиренным и принимающим непростые обстоятельства жизни, но, несмотря на них, по-прежнему тонко, наивно и искренне чувствующим этот мир.
Еще эта книга открыла для меня неожиданную сторону выживания в дикой природе. Законы тайги суровы, но еще более сурова, как выясняется, человеческая корысть.
Не медведя шатуна больше всего боится таежный житель, не непроглядной пурги и непроходимых болотных топей, а лихого попутчика или нежданного путника на лесной тропе: нет в глухих местах ни судей, ни защитников. Только совесть и мораль. А взял ли их с собой в дорогу голодный до наживы таежный охотник? Поэтому даже среди дикой природы для человека нет страшнее зверя, чем он сам.
Вторым уроком книги стало понимание беспомощности современного человека. Многие ли из нас сумеют развести костер, сделать укрытие от дождя и снега из лапника? А найти себе пищу в диком лесу? Разбирается ли городской житель в разнообразии лесных трав и лекарственных растений, способных в трудную минуту поддержать силы или, возможно, даже спасти жизнь? Учил ли нас кто-нибудь различать следы животных?
Давайте будем честны, такие люди есть и сейчас. Но их единицы. А в общей массе мы изнеженные цивилизацией существа. И без неё, без цивилизации, сразу становимся беспомощными младенцами.
Мы совсем отвыкли от потребности выживать. Нет, это далеко не значит, что в жизни современного человека недостаёт каждодневных опасностей и трудностей. Но, согласитесь, все проблемы наши по большой части социальны. О том же, что такое истинная борьба за физическое существование – борьба с холодом и голодом, суровым характером природы - мы сейчас знаем совсем мало…
Поэтому роман «Дерсу Узала» станет еще и лишним поводом ценить тот физический комфорт, что окружает человека сейчас. Хотя, приобретя этот заветный комфорт, не потеряли ли мы что-то важное внутри себя? Кто знает…
Елена Симашова