8 октября состоялось знаменательное и долгожданное для нашего городского округа событие. Центр психического, физического и социального развития детей-инвалидов, расположенный по адресу: г. Выкса, ул. Островского, д. №7, распахнул свои двери. В этот день на его базе был дан старт проекту «Скоро в школу» - победителю конкурса «ОМК-Партнерство» и прошло первое занятие с детьми, имеющими ограниченные возможности. Кто знает, открылся ли бы такой центр у нас в городе, если бы три года назад в Выксе не появилась общественная организация родителей детей-инвалидов «Созвездие», у истоков которой стояло несколько энтузиастов? Хочется рассказать об одном из них — Ирине Осиповой — человеке, который силой своей любви смог помочь своему ребенку и старается поделиться опытом и помочь таким же родителям, как она.
- Я правильно понимаю, вся Ваша жизнь крутится вокруг «Созвездия», а открытие центра психического, физического и социального развития - это дело всей жизни? - Получается, так. Люди, имеющие здоровых детей, редко по доброй воле соглашаются на подобные поступки, если только в их окружении нет родственников или знакомых с подобными проблемами. У людей другие интересы, запросы. Они думают, как реализовать потенциал своего ребенка в различных секциях, кружках, высших учебных заведениях. У меня жизнь так сложилась, что я одна воспитываю ребенка-инвалида. И его тоже надо развивать, социализировать. Мне посчастливилось несколько раз побывать на встречах со специалистами Центра лечебной педагогики (г. Москва). При поддержке благотворительного фонда «ОМК-Участие» они проводили в Выксе семинары. Как-то по окончании одного из них остались несколько родителей, чтобы задать компетентным людям насущные вопросы. В разговоре прозвучала фраза, что в Выксе нет бесплатных центров для развития детей-инвалидов. Есть хорошие специалисты, но они занимаются с детьми платно. А в городе в настоящее время проживает более 300 таких детей. Приняли решение, что нужно брать дело в свои руки. Навели справки, провели мониторинг, съездили во Владимир, в подобный центр, за опытом... И, как говорят, лед тронулся.
Я рада, что на базе центра стартовал очень важный проект. Он позволит создать систему подготовки детей-инвалидов к обучению в условиях школы. Семьи овладеют знаниями и навыками обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.
Еще многое нам предстоит сделать. Нужно отремонтировать и другие дополнительные помещения, классы, чтобы проводить занятия с детьми. Мы были бы рады любой помощи от организаций, частных предпринимателей, жителей округа.
Знаете, когда нам передавали помещение, в котором долгие годы находилось ателье, его сотрудники просили отсрочить переезд: кому-то из них нужно было доработать до пенсии. Но нам откладывать никак было нельзя, ведь каждый потерянный день – это минус в развитии ребенка с ограниченными возможностями.
- Не жалеете, что полностью отдаете себя другим, проживаете чужие жизни?- Категорически с этим не согласна. Я живу своей жизнью. Во-первых, много вкладываю в своего ребенка. Как только я начала расширять круг общения, про меня стали узнавать в различных государственных учреждениях, а вместе с тем и моего ребенка. И чем больше его знают и принимают, тем более социализирован он будет. Наверное, было бы неправильно закрыться и сидеть в четырех стенах, жить только для своего ребенка — варить ему кашу, стирать белье, убираться. На мой взгляд, это тот минимум, который должен обязательно быть. Но надо делать еще что-то для других. Вот я и нашла дело по душе. Мне нравится ставить и решать задачи, какими бы сложными они ни были, и видеть результат своего труда. Так, мы стараемся привлекать инвестиции, пишем заявки на гранты. Помощь нам оказывают как частные лица и организации, так и администрация. В итоге в центре появляются развивающие материалы, оборудование, мебель и т. п. А для себя лично я получаю чувство удовлетворения. Если я что-то сегодня сделала для других, значит, день прожит не зря. Я даже не могу отдыхать больше 10 дней, у меня начинается разброд мыслей. Знаете, у каждого человека есть горизонт, к которому он стремится. Есть люди, живущие тихо, мирно, и они счастливы, а мне надо большего.
- Раз речь зашла о счастье, вы часто пребываете в этом состоянии?- А по мне разве не видно? Вы знаете, таковой меня сделал мой ребенок. Благодаря ему я не стою на месте, а развиваюсь, нахожусь в постоянном поиске. Мы много работаем с ним. Миша ведь родился с аутизмом, врачи советовали нам забыть о школе, пророчили, что к семи годам он лишь научится говорить. Но я не отчаялась, а наоборот, постаралась сделать все, что в моих силах. После школы я поступила в медучилище, окончила его с отличием, и, возможно, на этом бы остановилась. Но жизнь так сложилась, что мне пришлось получать еще одно, психологическое образование.
Мы встречались с разными специалистами. Они помогли именно мне решить свои внутренние, личностные проблемы, которые до определенного момента я транслировала на своего ребенка. У меня появилось чувство счастья. Его, а также уверенности в себе добавляет каждая маленькая достигнутая нами цель. В настоящее время Миша учится во втором классе общеобразовательной школы. И не факт, что, если бы у меня был нормативный, как принято называть, ребенок, я могла стать такой счастливой. Возможно, я меньше времени посвящала бы ему, меньше с ним занималась, а позволила бы себе прийти с работы и устать, прилечь с книжкой на диван... А сейчас работ у меня две, не считая центра, и ни о каких диванах речи нет.
Знаете, наши специалисты говорят, ресурсы даются под наши запросы. Как только я начинаю четко обозначать цель, на моем пути появляются нужные люди. Главное - их не пропустить.
- И все же у каждого бывают минуты грусти, отчаяния, что тогда делаете, что от них спасает?- Вы мультфильм «Головоломка» смотрели? Тоска ведь тоже полезное чувство. Нужно ко всему относиться философски. Есть люди, которые за всю жизнь испытали три эмоции, а у других они хлещут через край. Главное, по-моему, нужно их вовремя направить в мирное русло.
- Основной принцип, которого Вы придерживаетесь в жизни?- Народная мудрость гласит: без труда не вытащишь и рыбки из пруда. Так или иначе приложенные мною усилия приносят свои плоды.
- Что Вам мешает и что помогает жить?- От того, что мешает, я стараюсь постепенно избавляться. Был период, когда я не могла распланировать что-то, выделить приоритеты. Пообщалась с компетентными людьми, появился навык систематизации. У ребенка же стараемся отрабатывать навыки самообслуживания, каждый из которых — это минус дополнительное усилие и пять минут свободного времени для мамы!
Мне сильно помогает семья, мои родители, которые поддерживают все мои начинания, вселяют уверенность, а также коллеги, руководитель по службе. Помогает и общение с родителями детей из нашего центра и обычных (тех самых, нормативных). Они делятся идеями, советами. На этом стыке я понимаю, что жизнь разнообразна. Я чувствую их поддержку. Очень важно найти общий язык с людьми, это помогает в жизни. Ну и, конечно же, ищу счастья в каждой минуте. Вот сегодня серое, мрачное небо, а ребенок получил пятерку — и это здорово. А если светит солнце, то вообще красота!
- Вы вынуждены находиться в постоянном поиске, чтобы помочь своему сыну и другим детям, и за своими интересами видеть проблемы других? - Да, но меня это не пугает. Сначала я этого не осознавала и имела позицию родителя, считающего, что весь мир ему чем-то обязан. Я не понимала, что другие люди имеют право на тишину, приятное времяпрепровождение в театре, что в классе не только мой ребенок должен быть увиденным и услышанным учителем... Потом внутри меня что-то поменялось. Кстати, это заметили и окружающие. Я увидела мир, жизнь вокруг себя, интересы других людей. Мы воспитывались в советское время, и отношение к инвалидам было другое. Их прятали от общества, никто не учил, как вести себя с ними, как общаться. Сейчас мы понимаем, что главное - принять такого ребенка и выдвинуть на первый план его достоинства. И если для обычного человека окончить школу, институт или получить премию за хорошую работу — это рядовое событие, то для инвалида — это подвиг.
Беседовала Наталья Фоминых