Эта книга вдохновлена мечтами о полетах на таинственную красную планету, рожденную в нашей солнечной системе, возможно, именно для того, чтобы мы бесконечно спорили - есть ли на ней жизнь. Поддаться всеобщей фантазии решил в свое время и американский писатель Рэй Брэдбери.
«Марсианские хроники» - это качественная, пропитанная глубоким философским смыслом фантастика. Ни о космических путешествиях говорит Брэдбери. Не о питательных для читательского воображения звездных войнах и межпланетных конфликтах. Брэдбери, прежде всего, пишет о вечном. Его путешествие к Марсу подобно поиску правды, поиску свободы и вселенского смысла существования всего вокруг: от величественной планеты до маленького, спрятанного за слоями каждодневных проблем человечка.
Отсюда и размышления - пронзительные, искренние, неизбежно задевающие за живое каждого читателя:
«Они умели жить с природой в согласии, в ладу. Не лезли из кожи вон, чтобы провести грань между человеком и животным. Эту ошибку допустили мы, когда появился Дарвин. Ведь что было у нас: сперва обрадовались, поспешили заключить в свои объятия и его, и Гексли, и Фрейда. Потом вдруг обнаружили, что Дарвин никак не согласуется с нашей религией. Во всяком случае, нам так показалось. Но ведь это глупо! Захотели немного потеснить Дарвина, Гексли, Фрейда. Они не очень-то поддавались. Тогда мы принялись сокрушать религию. И отлично преуспели. Лишились веры и стали ломать себе голову над смыслом жизни. Если искусство — всего лишь выражение неудовлетворенных страстей, если религия — самообман, то для чего мы живем? Вера на все находила ответ. Но с приходом Дарвина и Фрейда она вылетела в трубу. Как был род человеческий заблудшим, так и остался».
Марс у Брэдбери такой же разнообразный и противоречивый, как и современное общество: он то обитаем и полон жизни, то утреннее солнце не видит на нем ничего живого, кроме танца песков. А порой это и вовсе не планета, а некий потусторонний мир, где давно ушедшие из земной жизни родные и любимые живут счастливо. За ширмой фантастического повествования прячутся глубочайшие философские мысли:
«Нынче ночью в воздухе пахло Временем. Он улыбнулся, мысленно оценивая свою выдумку. Неплохая мысль. А на самом деле: чем пахнет Время? Пылью, часами, человеком. А если задуматься, какое оно — Время то есть — на слух? Оно вроде воды, струящейся в темной пещере, вроде зовущих голосов, вроде шороха земли, что сыплется на крышку пустого ящика, вроде дождя. Пойдём ещё дальше, спросим, как выглядит Время? Оно точно снег, бесшумно летящий в черный колодец, или старинный немой фильм, в котором сто миллиардов лиц, как новогодние шары, падают вниз, падают в ничто. Вот чем пахнет Время и вот какое оно на вид и на слух».
Когда читаешь «Марсианские хроники» неизбежно чувствуешь весь гнёт тяжелых вопросов, накопившихся у автора к современному мироустройству. Вопросы, на которые до сих пор ни у кого нет ответа разумного, однозначного и, что самое главное, честного. Но, несмотря на это, в работах Брэдбери всегда много света. Почему-то так складывается в мировой литературе: именно качественная фантастика с двадцатого века взяла на себя непосильную ножу развития философского мышления человека. Достаточно вспомнить того же Станислава Лема или нашего соотечественника Ивана Ефремова.
Хороший фантастический роман не просто развлекает, открывает глаза на потенциальное технологическое будущее, он развивает представление человека о самом себе. Функция ли это фантастики? Не знаю. Возможно и да. А возможно, писатели-фантасты однажды подняли с земли и сберегли то, что когда-то безрассудно и халатно выбросили другие…
Елена Симашова