Этот вопрос мы поднимали, помнится, в минувшем сентябре. И краевед Владимир Королев с присущей ему безапелляционностью, опираясь на документы и факты, в очередной раз напомнил, что наша голубоглазая красавица свою современную историю ведет с 1765 года.
2016 год тоже мог бы стать юбилейным. Сохранился отчет участника тех событий, приказчика Михаила Родионова, который пишет: «Минувшего 1765 года, сентября в 12 день, реченной Выксунский завод строением начат. И сего 66 года по 1 число плотинное и земляное, и деревянное строение почти в окончание приходят». Тут бы можно и точку ставить: отмечайте, кому как больше нравится. Есть указ Екатерины II, есть вышеприведенный документ, есть Постановление Верховного совета о награждении ВМЗ Орденом Ленина (это то самое, от 1957 года, давшее отсчет современной истории). Но неугомонный исследователь не остановился на достигнутом. Обосновав свой взгляд на дату основания заводов, он решил приподнять еще парочку пластов нашего прошлого и обнаружил там немало увлекательного.
В канун Дня города Владимир Королев на заседании Совета по сохранению культурного наследия презентовал результаты новых поисков. «Это несколько меняет взгляд на возраст Выксы как поселения», - скромно представил он свои находки. «Несколько», по мнению Королева, это лет так 500-700.
Владимир Владимирович внимательно изучил публикации краеведов, старинные карты, поставил себе на службу возможности Всемирной сети и представил на суд Совета интереснейшие находки.
Вот окладные книги Рязанского епископата, где под 1719 годом обнаружились сведения о деревянном храме крохотного села Старое Жито. Это сегодняшнее Шиморское. Там же числится и храм села Решного. А вот данные Адама Олеария (1599 — 1671 гг., немецкий путешественник, географ, ориенталист, историк, математик и физик). Путешественник описывает, что в 10 верстах от правого берега Оки располагается монастырь Пречистой Рязанской. Наличие такового подтверждают и карты начала 18 века. 10 верст от Оки — аккурат нынешняя Выкса. А уж не тот ли это монастырь, куда Иван Грозный сослал свою жену, Марию Нагую, и который так безуспешно пытались искать то на дне Рыбинского водохранилища, то в Череповце — предположил Королев и построил весьма стройную теорию, доказывая,что монастырь тот самый.
Всю свою работу Владимир Владимирович оформил в книгу с соответствующим названием «Инъекция №2». Выход книги в свет планируется на конец июля-начало августа. Есть в книге и другие интересные выводы. Так, к примеру, версию происхождения названия Туртапки знает каждый, кто хоть как-то интересуется родной историей. Королев убедительно доказывает, что процесс беспокойства действительно имел место. Но вот ворами и разбойниками жителей мирной деревни окрестили напрасно. Туртали (т. е. беспокоили) как раз их самих, поскольку лежала Туртапка близ переправы через Оку.
«Так что, - завершил свое выступление краевед, - Выксе будет не 260 лет, а 800-900, если, пожалуй, не вся тысяча».
Ну, о том, что земли на берегу Оки не пустовали, свидетельствует большое количество археологических памятников - древних стоянок. Поэтому мезолитом и неолитом вряд ли кого-то можно было удивить. А вот упоминание Выксы в контексте документов 17 века (сослал Грозный жену таки в выксунский монастырь) заставляет снова задаться вопросом — так сколько же ей лет? Если Королев прав — никак не меньше 400. Кроме того, его выводы открывают перед нами новую страницу истории выксунского православия. Владимир Владимирович очень настойчиво демонстрирует, что означенное на старинных картах и в путевых отчетах Олеария местоположение монастыря Пречистой Рязанской совпадает с нынешними границами Иверской обители. Поэтому на заседание Совета был приглашен епископ Выксунский и Павловский Варнава. Мнение правящего архиерея по этому поводу было крайне интересно присутствующим.
- Вот так сразу я однозначно сказать вряд ли что-то смогу, - сказал Владыка. - Тема, безусловно, интересная и заслуживает внимания. Во главу угла, все здесь это понимают, надо ставить вопрос первоисточников — насколько они правдивы, насколько они дают нам объективную картину. Выводы мы можем сделать лишь тогда, когда имеем не одно свидетельство. Что монастырь был — карта об этом свидетельствует. Почему нет? Ведь понятно, что Баташевы не на пустое место приехали. Поэтому вполне возможно, что монастырь был. Ведь учет тогда не велся, люди уходили в леса, в пустыни, основывали монашеские общины. Для этого никаких разрешений не требовалось. А вот где он там был? Трудно сказать, что он располагался именно на том месте, где сейчас Иверский. Это требует доказательств. Был он, скорее всего, как большинство монастырей 17 века, деревянным. В петровское время пришел в упадок, обезлюдел, а дальше судьба деревянной постройки понятна. Доказать что-либо могут только археологические раскопки. Но надо подумать и о том, что мы можем найти, даже зная точное место, где искать. А ведь находки должны точно говорить о том, что это не просто плошки из крестьянской избы или инкрустированные гребешки, а однозначно принадлежать монастырю. Что это может быть? Вопрос, на который лично я сейчас не знаю ответа.
Хотя мне будет интересно познакомиться со всеми вашими выводами. И, если будет нужна помощь епархии (правда, я не знаю, в чем она могла бы заключаться), я готов ее пообещать.
Взяла слово и начальник управления культуры, туризма и молодежной политики администрации городского округа город Выкса Елена Васина:
- История любого уголка заслуживает самого пристального внимания, и мы готовы помогать нашим краеведам в дальнейших исследованиях. На мой взгляд, необходимо более глубокое изучение источников, обязательны мнения экспертов. Нужно искать веские доказательства, на основании которых можно будет вести речь об организации археологических раскопок. Это сложный и дорогостоящий процесс, и я вижу два пути: либо проводить археологические изыскания на деньги частных инвесторов, либо заинтересовывать крупные институты, осуществляющие работы в этой сфере деятельности. В любом случае по мере продвижения исследований по данному направлению могут возникнуть и иные пути решения.
Краеведы долго еще говорили о наболевших темах. Это и восстановление памятников культурного наследия, прежде всего Мызы, и возможность проведения краеведческих чтений, и издательские проекты. А расходились с пусть не самой оптимистичной, но все-таки вселяющей надежду мыслью: раз появляются новые исследователи, готовые не за деньги, не по долгу службы, а в свое свободное время, на свои деньги искать, находить, доказывать, открывать новые страницы родной истории — значит, краеведение еще живо. Ведь оно как никакая другая наука держится на энтузиастах. И я посмею не согласиться с заключительными словами книги Владимира Королева: «Уходят от нас клады, да не те, на которые можно в супермаркете затариться, а те, ценность которых несоизмеримо выше. Исторические клады. Уходят вместе с людьми, знающими заговоренное слово на их открытие. Представьте, лет через пять кто будет разгадывать для наших детей и внуков местные исторические ребусы? Сотрудники мордовского госуниверситета за отдельную плату? Да для них что Выкса, что Арзамас. История повторяется. Писали же когда-то Русскую историю приглашенные немцы Миллер, Майер и Шницер, один из которых не знал русского языка».
Мне кажется, все не так плохо. Сам Владимир Владимирович тому живое доказательство.
На заседании присутствовала и рукопись новой книги читала Алена Баикина