Благотворительный фонд «ОМК-Участие», Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция» (г. Москва) и Управление образования администрации гог Выкса с июня по ноябрь 2016 г. реализуют в округе социально-образовательный проект «Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам как обязательное условие для инклюзивного образования в г. Выкса».
Ведущая проекта – помощник Депутата Государственной Думы, член корреспондент Международной академии педагогического образования, эксперт Совета по специальному и инклюзивному образованию Минобрнауки РФ, директор Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция» Худенко Елена Дмитриевна.
С 1 сентября 2016 г. в РФ вступает в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который позволит включить детей с ОВЗ в полноценную жизнь образовательного учреждения: уроки, праздники, дополнительные занятия и др.
Одним словом, все, что доступно для обычного ребенка, должно стать доступным и для ребенка с особыми потребностями. И главное здесь не пандусы и безбарьерная среда (хотя и это очень важно), а психологическое принятие такого ребенка как обычного.
Инклюзивное образование говорит о практике обучения, основанной на философском убеждении, что все ученики, как с инвалидностью, так и без нее, имеют право учиться вместе в соответствующей по возрасту группе (классе). В такой среде учителя, родители и другие специалисты работают в сотрудничестве, используя соответствующие ресурсы для применения обычной образовательной программы с достаточной гибкостью в соответствии с потребностями и возможностями всех учеников.
Проект о формировании толерантного отношения к детям с инвалидностью стартует в Выксе 21 июня. В повестке двухдневной программы: установочный семинар для педагогов и руководителей образовательных учреждений «Условия, необходимые для эффективного инклюзивного образования детей-инвалидов», мастер-класс для родителей детей-инвалидов «Как подготовить моего ребенка к посещению ДОУ, школы», семинары с педагогическими коллективами ДОУ, школ «Как подготовиться к проведению Уроков доброты», «Как провести диагностику толерантности учащихся, родителей» и др.
С июня по ноябрь 2016 г. участников проекта ждут различные формы работы - семинары, мастер-классы, уроки доброты, конференции, а также «круглые столы» и дискуссии с обсуждением слабых и сильных сторон инклюзивного образования, на что обратить внимание и над чем еще предстоит работать.
Надо отметить, что данный проект, как и инклюзивное образование в целом, не разовая акция, а долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Оно коснется детей с ОВЗ, их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.
Оно направлено на развитие толерантности, то есть принятие другого – не такого, как ты. Именно инклюзивное образование делает нас более добрыми, открытыми, учит коммуникации с различными людьми.