Мегаскандал разразился в нефтяной столице Татарстана — и остался незамеченным у журналистов. Как выяснила газета «Реальное время», Альметьевский трубный завод (входит в «Объединенную металлургическую компанию») свернул многообещающий проект по выпуску обсадных труб большого диаметра, предназначавшихся для «Татнефти» и «Башнефти».
Из-за резкого курса валют ОМК вынуждена была перебросить ликвидное производство на альтернативную площадку Выксунского металлургического завода в Нижний Новгород. Упущенная выгода предприятия оценивается в $170 млн, а бюджета – до $10 млн.
А и Б сидели на трубеУправляющий директор Альметьевского трубного завода (АТЗ) Александр Токарев на отчетной сессии Альметьевского муниципального района 18 февраля объяснил депутатам причину внезапного срыва проекта. В 2015 году один из крупнейших производителей стальных электросварных труб малого и среднего диаметра (от 17 до 219 мм) АТЗ рассчитывал открыть принципиально новое для себя направление – так называемую финишную отделку обсадных труб диаметром 140-426 мм. Трубную заготовку для окончательной отделки предполагалось поставлять на АТЗ с Выксунского металлургического завода, который также входит в состав ОМК.
В финишном центре в Альметьевске планировалось производить нарезку резьбы и наворачивать на трубы соединительные муфты. Доработанная таким образом обычная труба становилась бы обсадной трубой, основными потребителями которой должны были стать преимущественно нефтяные компании Западной Сибири. Проектная мощность линии составляет до 150 тыс. тонн труб.
В случае успешного запуска АТЗ мог бы увеличить выручку в 2 раза, а прибыль — в 5 раз. В выигрыше оказались бы региональный и муниципальный бюджеты.
— В 2014 году был открыт инвестиционный проект изготовления обсадных труб стоимостью 3,5 млрд руб., — начал рассказывать депутатам Александр Токарев. — По контракту с японской фирмой на поставку специального оборудования уже был выплачен аванс в сумме 8,5 млн евро. Подготовлено помещение под размещение производственной линии, введено вспомогательное оборудование (мостовые краны). Проект предусматривал открытие 250 новых рабочих мест.
— Однако после резкого роста курса доллара и евро стоимость проекта выросла в два с лишним раза, а срок окупаемости вырос с 4,5 до 10 лет, — объяснил Токарев. — Плюс к тому банки подняли кредитные ставки. В этих условиях финансирование данного проекта стало для нас непосильным. В результате руководство «Объединенной металлургической компании» (ОМК) приняло решение приостановить проект на АТЗ и перенести его на площадку Выксунского металлургического завода в Нижегородской области.
Источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что решение компании далось непросто: АТЗ отличается высокой производственной культурой, и ОМК собиралась развивать предприятие за счет строительства финишного центра. Однако близость финишного центра к производителю трубы оказалась в экономическом плане одним из решающих факторов.
Металлурги-разрушителиВ связи со сложной экономической ситуацией в декабре 2015 года с компанией-поставщиком оборудования (Наката, Япония) была достигнута договоренность о приостановке действия контракта на срок до 9 месяцев. В связи с чем ОМК компенсировала японской стороне возникшие у нее в связи с длительным сроком хранения оборудования затраты. Все понесенные АТЗ затраты были компенсированы со стороны ВМЗ после рестарта проекта на Выксунской производственной площадке в полном объеме.
— Кроме всего прочего, оборудование у японцев оказалось в высокой стадии готовности. За приостановку контракта мы вынуждены были платить ежемесячно неустойку в размере от 5 до 8 млн рублей. Как говорится, «попали»! — печально вздохнул он.
Своеобразное харакири проекта происходило на фоне галопирующего роста цен на металлы и одновременно — падения спроса на трубы.
— Металлурги начали 2015 год с бешеного роста цен на металл, — рассказал Токарев. – В первые три месяца цены поднялись почти на 40%. Металлурги объясняли это ростом курса доллара и евро. При этом внутрироссийская цена на металл оказалась на $5-9 тыс. за тонну дороже экспортной, ведь мировые цены на металл в это время падали. Вот такие парадоксы в экономике, — с недоумением развел он руками.
— Металлурги просто разрушили внутренний рынок своей ценовой политикой, — считает Токарев. — В первом квартале цены резко росли, а во втором начали снижаться, в третьем снова росли, в четвертом – резко упали. В результате цена на металл в среднем повысилась на 25%, — напомнил он. — Это создало панику на рынке. Из-за этого организации резко сократили закупки, старались не создавать складские запасы. А у заводов нет такой возможности, мы очень инерционны. И ежемесячное изменение цены не позволяет нам прогнозировать ситуацию даже на месяц вперед. Потребители просто не понимали принципа ценообразования.
Разбалансированный рынок, можно сказать, подорвал веру ОМК в экономическую эффективность размещения производства на площадке в Альметьевске. Хотя по итогам года АТЗ показал хорошие результаты. «При снижении физических объемов производства на 6% выручка предприятия увеличилась на 17%», — сообщил Токарев депутатам, не указав, правда, абсолютного значения выручки/прибыли. «Рост в 17% отражает разницу в росте цен на металл», — объяснил он.
Шанцев завлек льготамиКак сообщили корреспонденту «Реального времени» в пресс-службе Выксунского металлургического завода, именно на его территории сегодня планируется построить центр по финишной обработке труб, производимых на ВМЗ: «Он позволит ОМК выйти в новый для компании сегмент обсадных труб диаметром более 245 мм».
Решение о переносе проекта на их площадку было принято еще в ноябре прошлого года. «Учитывая сегодняшнюю экономическую ситуацию, а также тот факт, что на финишном центре будут обрабатываться трубы, произведенные в Выксе, Выксунский металлургический завод является наименее затратной площадкой для развития финишного центра. Очень важным дополнительным элементом станет предоставление правительством Нижегородской области налоговой льготы», — говорится в ответе пресс-службы компании.
Действительно, 18 ноября на заседании комитета по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства депутаты заксобрания, как говорится на его сайте, поддержали предоставление налоговых льгот в качестве мер господдержки АО «Выксунский металлургический завод». Это льготы по налогу на прибыль в размере 4,5% от налогооблагаемой базы (срок предоставления с 1 января 2015 года по 30 июня 2019 года); также предложено увеличить льготу по налогу на имущество.
Выксунский завод сейчас выпускает обсадные трубы, но меньшего диаметра, чем те, которые планируется обрабатывать в финишном центре. Какая мощность будет у производства на новом месте, нам не сообщили. «Параметры проекта – производительность центра, объем инвестиций и сроки реализации в данный момент уточняются», — сообщает пресс-служба предприятия.
По оценке аналитика БКС Олега Петропавловского, потребности в обсадных трубах у нефтедобывающих компаний постоянны и не зависят от конъюнктуры цен на нефть. По его оценке, упущенная выгода АТЗ составит $170 млн, а бюджет мог бы дополнительно получить до $10 млн.
Впрочем, эффективность размещения инвестиций зависит не только от налоговых льгот, но и от объема продаж. И как поведут себя татарстанские заказчики, остается только гадать.
Луиза Игнатьева