Есть литература, которая берет тебя за голову и не отпускает, как мигрень. Это о нашей сегодняшней книге. Её нужно читать в тишине и одному. «Смерть Ивана Ильича» - это тяжелая, но очень полезная работа для души. Тяжела она, потому что в ней нестерпимо много правды. И в то же время книга восхитительна. Ведь, помимо правды, в ней есть еще и надежда…
Не нужно думать, что
Лев Николаевич Толстой - писатель исключительно эпический. «Смерть Ивана Ильича» – пример того, как в небольшом произведении может поместиться целая человеческая жизнь. Вы родитесь вместе с Иваном Ильичом в начале повествования и на последней странице книги, поверьте мне, «уйдёте» вслед за главным героем. Потому что Лев Николаевич Толстой сумел точно передать механизм действия интимнейших душевных процессов. Возможно, автор обладал даром великой эмпатии. Или описывал собственные ощущения... В любом случае вы как бы станете Иваном Ильичом на недолгие часы, пока читаете повесть.
Так кто же такой Иван Ильич Головин? Главный герой - зажиточный чиновник, жизнь которого до 45 лет была вполне безоблачной и сытой. А потом у Ивана Ильича заболел бок…
И оказалось, почтенный, уважаемый обществом человек только на смертном одре осознал- всё, что он делал в своей обвешанной регалиями жизни, было «не то». Бес-смыс-лен-но. От этого слова, шипящего змеёй в тишине затемнённой комнаты, Ивану Ильичу стало совсем жутко.
Как объяснить окружающим, что творится у тебя внутри? На кого выплеснуть гнев, ощущение несправедливости происходящего и, главное, с кем разделить свой страх?
Ивана Ильича раздражало все: и пышущая здоровьем жена, и лицемеры приятели во главе с врачом. Они не желали замечать, как угасает Иван Ильич. Жизнь вокруг продолжалась. Никто из родственников не хотел отказывать себе в удовольствиях ради мучительных часов у постели больного. Так в свое время поступал и Иван Ильич. Каждая личность сама для себя – центр Вселенной. И нам кажется возможным, логичным, кому-то даже единственно правильным, существовать исключительно в интересах этого центра. Автор не скрывает, глядя на Головина, окружающие тешились гаденькой мыслью: «Как хорошо: такое происходит не со мной!»
Чего хочет человек на смертном одре? Толстой сказал так. Жалости. И смысла. Смысла того, что было или того, за что страдаешь. Не страшно уйти ради чего-то. Страшно сгинуть просто так. Для Ивана Ильича его неизлечимая болезнь стала невыносимым, но единственным способом увидеть и понять истинную суть жизни. Жизни не материальной, а духовной: состоящей из намного большего, чем жажда власти и мечтания об «уютной квартирке». Вот оттуда-то и родилось отчаянное Головинское «не то». Только умирая, Иван Ильич понял, что по-настоящему и не жил до этого. Не любил и не сострадал так, как мог бы. Не обогрел ближних, когда-то нуждавшихся в его сердечном тепле. Вероятно, есть в человеческих отношениях хрупкие возможности и мимолетные мгновения, которые не прощают, если их откладывают на потом.
P.S. Я понимаю, почему Льва Толстого и Фёдора Достоевского читали и будут читать во всем мире. Никто из мастеров мировой литературы пока не научился так безжалостно выворачивать себя наизнанку и разбирать по косточкам и жилкам. Столь тщательным искусством вивисекции собственных душевных ран и пороков до сих пор не смог овладеть никто.
К сожалению, многим сейчас великие русские писатели представляются такими же вымышленными, как и их литературные герои. Это только статуи из бронзы и бюсты на постаментах. А вы представьте на мгновение, что на самом деле это были обычные люди. И какую глубокую муку души нужно прожить, чтобы однажды написать «Смерть Ивана Ильича».
Елена Симашова