Жизнь представителей этой профессии вертится по накатанной, их труд — «долгих трасс новизна», им многое довелось повидать в дороге, которая стала практически смыслом жизни. С одним из таких людей корреспонденту газеты «Выкс@.ru» удалось пообщаться в канун Дня автомобилиста, который отмечается 25 октября.
Знакомьтесь: Игорь Гроздов, дальнобойщик с 25-летним стажем.
Родом он из Кулебак. За баранку большегруза сел еще в 80-х годах прошлого столетия, поскольку тогда профессия водителя считалась модной и престижной. Желание стать покорителем дорог появилось как-то само собой, среди родных водителей не наблюдается. В начале 90-х Игорь уехал на Север, по бескрайним просторам которого колесил на большегрузе порядка 15 лет. Заработал на квартиру, а потом решил вернуться поближе к родному дому. Сейчас живет в Навашине, но вот работу по душе нашел в Выксе, в компании «Ространсавто», где и работает уже около 5 лет.
По словам Игоря, профессия дальнобойщика, о которой в детстве мечтают многие мальчишки, о которой пишут песни и снимают сериалы, только со стороны обывателя кажется романтичной. «Когда же ты управляешь 15-17-тонным автомобилем в придачу с 20-тонным грузом, то здесь уж, поверьте, не до романтики», - признается собеседник. Особенно нелегко бывает зимой, которая наступает нежданно-негаданно и к которой обычно не готовы ни дорожные службы, ни водители. Как известно, многотонные громадины не отличаются хорошей маневренностью, их заносит, они могут вылететь на «встречку» и перекрыть всем дорогу, образовав заторы. Бывает, что в гололед по два дня вереница большегрузов не может сдвинуться с места, фуры буксуют, пытаясь въехать на обледенелую горку, или не могут освободиться из снежного плена. Обладать большим терпением обязательно. «Бывает, садишься за баранку днем, а вылезаешь из-за нее уже глухой ночью».
За время работы Игорь сменил не одного железного коня. Ему довелось управлять КамАзом, затем обычным и супер-МАЗом, а полгода назад он пересел на Scania. О своем «звере» мой собеседник отзывается с любовью. Отмечает, что машина у него хорошая, удобная, комфортная, мощная. Расстояния преодолевает со средней скоростью 80-85 км/час. Правда, первое время она капризничала. Чтобы найти с ней «общий язык», Игорю пришлось познакомиться с машиной, досконально изучить ее, кое-что подремонтировать. Теперь проблем нет. Игорь отмечает, что машина для дальнобойщика не только средство передвижения, но и его дом, его крепость. У него в иномарке есть все необходимое: спальное место, небольшая газовая плита, чайник. Все это выручает, если приходится по нескольку дней ночевать в горах, когда по какой-то причине вдруг задерживается разгрузка. Кстати, такое, замечает собеседник, случалось не раз. Чаще же Игорь предпочитает перекусывать в кафе.
Водителю со стажем довелось побывать во многих регионах России — в Кабардино-Балкарии, в Краснодарском крае... Но, пожалуй, самая длительная командировка, которая составила две недели, была прошлой зимой - в Уренгой. Согласитесь, что не каждый сможет все свое время проводить в дороге и жить в машине. Некоторых ни за какие коврижки не заставишь покинуть домашний очаг.
Случается, что праздники тоже приходится встречать в дороге. Поэтому дальнобойщик должен обладать огромным терпением и выдержкой. Да и для семьи длительное отсутствие мужа и отца - серьезное испытание.
Игорю не понаслышке известно о состоянии российских дорог. За столь продолжительный срок службы наш земляк изучил, как говорят, каждую выбоину, помнит каждый дорожный знак, все особенности той или иной трассы. На его взгляд, самые разбитые дороги в Рязанской области. А вот направления на Нижний или Казань примечательны крутыми спусками и подъемами.
Мой собеседник уже не припомнит, что именно и куда доставлял. В основном, он специализируется на перевозке строительных грузов: кирпича, арматуры, уголков и т. п. Сейчас возит трубы большого диаметра, которые выпускает наше градообразующее предприятие.
По мнению собеседника, для дальнобойщика главная задача - довезти груз в срок до места назначения в целости и сохранности. Труба же — очень опасный груз, не раз случалось, что у водителей она вылетала на дорогу. Собеседник тут же подмечает, что в пути случаются разные непредвиденные ситуации. Неожиданно под колеса может выбежать животное. Например, когда едешь на Кострому, там частенько встречаются лоси. Разных зверюшек можно увидеть и в стороне Череповца.
Игорь работает без напарника и никогда не берет попутчиков. Главный его спутник — это музыка. В дороге, как и многие коллеги, любит слушать шансон. Признается, что этот стиль ему ближе, в нем много песен про дальнобойщиков. Веселая музыка поднимает настроение и помогает бороться со сном. Есть у Игоря еще одно верное средство, которое не дает ему погрузиться в царство Морфея, — семечки. «Горсточку слузгаешь — и разгуливаешься, взбадриваешься. А вот чай-кофе не так помогают. Но я все-таки придерживаюсь принципа: устал - надо прилечь и отдохнуть». Увы, те, кто не следует столь простому правилу, чаще оказываются в ситуациях, сухим языком протокола называющихся «водитель заснул за рулем».
Рабочий день водителя-дальнобойщика ненормирован. Он может начаться как рано утром, так и ночью. Все зависит от того, как пройдет загрузка. Она же может по каким-либо причинам затянуться на непредвиденное количество часов. При этом Игорь улыбается и говорит, что им, дальнобойщикам, неинтересно стоять и грузиться на заводе. Куда приятнее крутить баранку. «Ты начинаешь зарабатывать, как только начинают вращаться колеса».
У дальнобойщиков существует свой язык для общения, на дорожной территории действует и такое понятие, как взаимовыручка. Для этого используются звуковые, световые сигналы, а также рация, которая установлена в кабине каждого водителя и настроена на определенную волну. Игорь рассказывает, что не раз бывало, когда в пути случались технические неполадки, например, лопалось колесо. Бросал клич по рации — и коллеги приходили на помощь. Как правило, мимо не проезжает никто. Останавливается один, а за ним и идущие следом машины. Игорь вспоминает, как однажды зимой у него сломалась печка, и от безысходности, чтобы не замерзнуть, ему пришлось зажигать в кабине лампу.
Профессия дальнобойщика и опасна, и трудна. Те, кто работал в лихие 90-е, помнят, как часто против них совершались преступления: рэкетиры вымогали деньги, грабили и угоняли фуры. К счастью, эта участь миновала моего собеседника. В ту пору Игорь как раз работал на Севере, и беспредел на дорогах его не коснулся. Но он вспоминает, что тогда действительно «бомбили» дальнобойщиков, только ближе к Большой земле, около Свердловска. Ему же по большей части приходилось воевать с суровыми морозами, из-за которых техника часто выходила из строя. «Правда, там оборот денег был большой, и автопарк обновляли чаще, но климат, надо сказать, не Сочи». Собственно говоря, из-за этого он и покинул Север, хотя многие коллеги по профессии прожили там всю жизнь.
Игорь отмечает, что работа у него сложная, но в то же время интересная: ежедневно сотни километров в пути, знакомство с разными городами и весями нашей многонациональной, бескрайней Родины. Чего еще пожелаешь?
Справка: По мнению британских ученых, многие музыкальные классические произведения очень опасны для дальнобойщиков. Они могут оказывать эффект успокоения, вызывать снижение внимания и даже усыпить водителя за рулем. Учеными был проведен эксперимент, в рамках которого водители проехали 500 км, при этом слушая различную музыку. При помощи специальных датчиков у водителей определялось поведение во время прослушивания стилей музыки. По словам ученых, самыми опасными произведениями для дальнобойщиков стали пятая симфония Бетховена, фуга ре минор и токката Баха, вальсы Штрауса. Самой лучшей музыкой для водителей оказалась танцевальная и хип-хоп.
Наталья Фоминых