27 сентября отмечается День туризма. Постоянные читатели «Выкс@.ru» знают, что мы — большие любители новых маршрутов. И сегодня мы расскажем об очередном нашем путешествии. На повестке дня трасса М-6.
«Вот они — связующие нити!» - воскликнула моя коллега, когда я закончила рассказ о своем путешествии. И эти нити порой переплетаются столь загадочно, что только диву даешься.
В Волгоградской области, недалеко от городка Серафимович, на берегу Дона, расположился дивной красоты Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Главным аргументом посетить его для большинства светских туристов становится «церковь с 33-мя куполами». Храм Преображения Господня действительно поражает воображение. Однако нас туда манил не только он. Но обо всем по порядку.
Раскаленная волгоградская степь, колючая трава, бахчи, арбузы, бронзовые томные продавцы, которые - «мамой клянусь!» - убеждают, что именно их товар самый сладкий. 260 километров от федеральной трассы в сторону Серафимовича. И дальше по указателям, по навигатору, по подсказкам местных жителей. Вот оно, чудо рукотворное!
История обители увлекательна и поучительна. «Казачий» монастырь в междуречье Дона и Медведицы начал строиться в середине 17 века по благословению патриарха Никона. Предполагалось, что здесь в молитве и посте будут доживать свои дни уставшие от бранных дел казаки. Но спокойных дней монастырю выпало немного. В годы лихих сражений он принимал в своих стенах раненых казаков, а также снаряжал воинов для царской службы. И так на протяжении столетия.
А в 1752 году, в ночь на Пасху, произошло стихийное бедствие. Талые воды весеннего разлива Дона и Медведицы подмыли почву, склон горы вместе с обителью медленно сдвинулись, а затем сползли в разлившийся Дон... Строиться на старом месте было нельзя. Новое место выбрали в полуверсте от прежнего, и спустя два года в обители был освящен первый храм. В 1785 году монастырь был преобразован в женский.
Новая его страничка начинается с появления в стенах обители 17-летней Анны Себряковой. Прекрасно образованная, изящная красавица приняла решение уйти от мира, и 30 декабря 1850 года отец, местный помещик, знаменитый полководец Михаил Себряков сам привез сюда красавицу дочку. Девушка и внешним видом, и строгим подвижничеством вызывала у инокинь благоговейное чувство. Ее считали здесь едва ли не ангелом Божиим. Через 4 года Анна была пострижена в монахини с именем Арсения, а в 1863 году по просьбе сестер приняла начальство над монастырем. За 40 лет матушка игуменья превратила бедную пустынную обитель с двумя церквями и рядом крошечных келий в цветущий, богатый монастырь. Библиотека, бесплатное четырехклассное женское училище, художественная школа... С 1871 года началось возведение храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Его называют жемчужиной монастыря не только за внешний вид, но и за духовное значение.
Белокаменный красавец возводился на средства благотворителей. А проектировал его... внук крепостного заводчиков Баташевых Иван Горностаев. Да-да, наш Горностаев, внук выксунского самородка Максима Перфильевича Горностаева! Вот они, связующие нити... Ради этого стоило проделать такой немалый путь. Выполненный в русско-византийском стиле пятиглавый храм (у восстановленного собора - один главный купол) был воистину прекрасен: два иконостаса, арочные окна, профилированные карнизы и аркатурный пояс. Шесть колонн белого итальянского мрамора стоимостью 850 рублей каждая проделали полуторагодовой путь из Венеции и обрабатывались в Петербурге. Уже в наше время, рассказывают местные жители, немцы предлагали за эти колонны заасфальтировать все дороги в Серафимовиче.
Отвлекусь на минуту и замечу, что только стены да эти колонны и сохранятся после того, как здание, где после войны размещалась местная электростанция, решат демонтировать самым радикальным способом: его взорвут...
Но это потом. А пока матушка Арсения днем вместе с маститыми архитекторами и художниками обсуждает проект будущего храма, а по ночам с сестрами устраивает другую святыню, подземную. С 1874 года игуменья принялась за основание пещер, подобных Киево-Печерским. Настоятельница планировала устроить в них еще один храм. Таким образом, творение Ивана Горностаева приобрело удивительный вид.
…Признаюсь, сердце дрогнуло, когда мы шагнули за монастырскую ограду. Словно надо сказать «Здравствуйте!» незнакомому, но очень хорошему человеку, и первые мгновения этой встречи очень трепетны. Монастырь строгий, о чем свидетельствуют, между прочим, две таблички возле ворот. Первая — как правильно налагать крестное знамение, вторая — как следует одеваться, дабы соответствовать приличиям, тем более в монастыре. Каждая тропинка, каждый уголок несут скрытый символический смысл. Об этом можно услышать в ходе экскурсии. Но мы на экскурсию не идем. Мы долго любуемся 33-главой красавицей - церковью Преображения, обходим территорию, восхищаемся видами донских просторов. Подходим к Казанскому собору. «Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего Ивана и даруй ему Царствие Небесное...» Иван Иванович не увидел воплощения своего замысла: собор был заложен в 1875 году, через год после смерти академика Горностаева. «Мы привезли Вам поклон из далекой Выксы, родины Вашего деда», -шепчу я. Дух архитектора живет в каждом его творении, и теплый донской ветер ласково гладит меня по щеке, принимая приветствие.
А теперь — главная интрига собора. Под его сводами — два храма. Каменная лестница в юго-западной камере ведет вниз, в церковь Арсения Великого. Сумрачная, аскетичная и в то же время невообразимо торжественная в своей строгости, резко контрастирующая с солнечным великолепием верхнего храма, церковь производит сильное впечатление. Отсюда идет проем-лаз в лабиринтообразные пещеры. Их протяженность до сих пор не известна, исследовано около 200 метров, но все загадки пещеры еще таят в себе. Трудно даже представить, как ночами при свечах четыре женщины обустраивали здесь своды и переходы. Матушка Арсения полагала устроить здесь подземный храм. Пещеры изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван самой игуменьей «Крестным путем Спасителя», другая часть пещер (она идет вокруг главного) — «Страстным путем Божией Матери». Посетителей пускают только в ближнюю часть пещер. Монахиня собирает группу, инструктирует и ведет к главной монастырской святыне. В пещерах холодно: круглогодично здесь 8-9 градусов тепла. Путь освещают свечи. Ступаем осторожно, словно боимся неловким движением нарушить благоговейную тишину. В крохотной келье небольшая плита - «монашкин камень». На ней отчетливо видны отпечатки узких ладоней и колен. По преданию, они принадлежат Богородице, которая явилась молившейся здесь матушке Арсении. Другая версия заключается в том, что отпечатки — это следы молитвенных трудов самой матушки Арсении. Считается, что, если припасть к этому камню в проникновенной молитве, можно исцелиться от самых разных недугов и болезней. Поэтому, хоть и стоит монастырь вдалеке от оживленных трасс, поток паломников не иссякает в обители ни зимой, ни летом.
...Сидим на лавочке в тени собора, вдыхаем горячий августовский воздух, напоенный ароматами цветов и трав. И смотрим на белоснежные стены, на резные карнизы, на плывущие в небесах купола. Надо ехать домой: впереди почти 800 километров. Спрашиваю своих: «Не жалеете,что я вас в такую даль затащила?» И дружный ответ: «Да ты что! Нет, конечно!»
Трудно представить, что еще четверть века назад здесь были только руины... Октябрьскую революцию монастырь встретил в статусе второго класса, в его владении было 1197 дес. земли, кирпичный завод, богадельня, школа, количество насельниц достигало до 249 сестер. В 1927 году обитель был закрыта. В зданиях расположилась детская исправительная колония. Великая Отечественная война завершила разрушение. Серафимович переходил из рук в руки, после бомбардировок уцелело лишь одно здание: Казанский собор, где после войны разместили электростанцию. Окончание этой истории вы уже знаете: в конце 60-х годов здание было взорвано. Местные «доброжелатели» растащили все, что еще можно было взять, и до 1991 года почерневшие колонны итальянского мрамора стояли немым укором безумному миру. 07 августа 2005 года была в память столетия кончины святой игумении Арсении в верхнем храме Казанского собора отслужили Литургию. Восстановительные работы в монастыре идут и по сей день, но уже гораздо менее заметные стороннему взгляду.
Справка: Иван Иванович Горностаев (1821—1874) - внук крепостного мастерового, дослужившегося до главного управляющего Выксунскими металлургическими заводами; сын Ивана Максимовича Горностаева, предположительно управляющего в имении Шепелева, племянник архитекторов Алексея и Василия Максимовичей Горностаевых. Академик, историк искусств, архитектор.
Дорогу к монастырю прокладывала Алена Баикина