Согласитесь, мы очень любим художественную литературу за её увлекательный сюжет, за умение автора с первого абзаца унести читателя в иную реальность, за многостраничный рассказ о том, как живут другие. И лишь некоторые бесценные книги говорят о том, как надо бы жить нам самим.
«О сопротивлении злу силою» - глубокое философское размышление о взаимодействии двух антагонистов человеческого бытия – Ормузда и Аримана (добра и зла).
Согласно Ильину, только заглянув человеку в душу, можно понять, что именно он совершает - добро или зло. Самый светлый, на первый взгляд, поступок может быть вызван корыстью и лицемерием. Равно как и самая жестокая боль, причиняемая ближнему, порой становится дорогой к спасению жизни:«Зло начинается там, где начинается человек, и притом именно не человеческое тело во всех его состояниях и проявлениях как таковых, а человеческий душевно-духовный мир - это истинное местонахождение добра и зла. Никакое внешнее состояние человеческого тела само по себе, никакой внешний «поступок» человека сам по себе, т. е. взятый и обсуждаемый отдельно, отрешенно от скрытого за ним или породившего его душевно-духовного состояния, не может быть ни добрым, ни злым».
Очевидную разницу между добром и злом автор видит в том, что добро - это любящая сила духа, в то время как зло – стихия ненависти.
Так нужно ли сопротивляться злу? Ильин говорит, что нужно и обязательно. Философ вступает в нравственный спор с последователями учения Льва Толстого и выносит твёрдый приговор - несопротивление злу равносильно потворству: «Духовный закон: несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым. Ибо «зло» – не пустое слово, не отвлеченное понятие, не логическая возможность и не «результат субъективной оценки». Зло - есть прежде всего душевная склонность человека, присущая каждому из нас, как бы некоторое, живущее в нас …» Причем бесхарактерному и беспринципному человеку намного легче (по мнению автора) принять в себя зло этого мира или закрыть глаза на происходящую несправедливость.
Самой ценной лично для меня стала глава «О мече и праведности». В ней автор отвечает на непростой вопрос: «Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силой и мечом?» У многих философов я находила размышления на эту тему. Но ответ Ивана Ильина показался мне самым искренним. Выстраданным что ли.
Иван Ильин рассуждает о методах сопротивления злу, о важной разнице между заставлением и насилием, в том числе заставлением самого себя – самовоспитанием. Философ говорит о физическом понуждении и необходимости пресечения злого умысла: «Все люди непрерывно воспитывают друг друга-хотят они этого или не хотят, сознают они это или не сознают, умеют или не умеют, радеют или небрегут. Они воспитывают друг друга всяким проявлением своим: ответом и интонацией, улыбкой и ее отсутствием, приходом и уходом, восклицанием и умолчанием, просьбою и требованием, обращением и бойкотом».
Если вы готовы к откровенному диалогу с писателем и цените в литературе прежде всего смысл, который, возможно, изменит вас необратимо, то эта работа Ивана Ильина станет для вас важной находкой.
Елена Симашова