Иконопись – особый духовный дар, который открывается тому, кто чист сердцем. Только на первый взгляд это может показаться простым, незамысловатым занятием. На самом деле художнику предстоит пройти нелегкий духовный путь – поститься, молиться, исповедоваться. Принято даже считать, что рукой иконописца водит Сам Господь. Именно поэтому многие древнерусские иконы не подписывались. Сейчас иконописные мастерские возрождаются и открываются во многих городах. С недавнего времени на базе Выксунской художественной школы имени Б. Н. Бедина этому ремеслу начали обучать и юных жителей нашего городского округа.
О первых шагах в иконописи, о том, как ребята постигают азы непростой техники, корреспонденту газеты «Выкс@.ru» рассказывает директор школы Галина Дедусенко.
– С января текущего года мы набрали факультативную группу из 10 человек, которая занимается под руководством педагога Марины Бушуевой. Решили посмотреть, насколько это направление будет востребовано среди юных выксунцев. Согласитесь, что не каждый ребенок возьмется постигать азы иконописи. Для этого нужно особое душевное расположение, соответствующее духовное развитие, осознание того, что ты делаешь, и, конечно же, опыт написания живописных произведений. Поэтому в группу мы набирали детей, которые окончили по 2-3 класса художественной школы.
Радует, что у ребят после первых попыток не пропал интерес к новому занятию, никто из них не покинул сложившийся коллектив единомышленников. За полгода юные выксунцы сделали первые шаги, написали по небольшой иконе размером 10х15 см и даже продемонстрировали свои работы на ярмарке-выставке декоративно-прикладного искусства, которая проходила весной в д. Грязной, на базе филиала ДХШ.
С этого года мы готовы открыть отделение иконописи, но сделать это не позволяет отсутствие свободной площади. Это извечный, больной вопрос для нашей школы. Нам негде размахнуться. В школе везде мольберты, а для иконописи нужны столы. Ребята должны не просто взять дощечку в руки и нарисовать на ней что-то отвлеченное, им надо изучить сложную технику.
Для тех, кто не знает, иконопись – это целая наука. Так, каждая икона состоит из четырех частей, или слоев. Первый слой – щит (липовая доска или кусок холста), который является основой. Его мы готовим сами. Второй слой – грунт, или левкас (порошок из мела с клеем), его мы покупаем в готовом виде. Третий слой – живопись. Наши ребята пишут темперными красками. Причем здесь существуют свои строгие каноны. Икона ведь не картинка. Каждый предмет, изображенный на ней, – это символ. Мы начинали с того, что учили детей писать землю, горы, деревья. Объясняли им, что, например, нарисованный дом на иконе подразумевает собой город, а два-три дерева – лес. Икона несет глубочайший смысл, не каждый сможет сразу прочитать и понять ее. Так, дуб символизирует древо жизни, гора – знак духовно-нравственного восхождения, юноша с трубой – ветер, а действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания, и т. д.
В иконописи действуют свои правила, законы построения фигур, которые нельзя нарушать. Будущий иконописец должен знать и законы пропорций человека. Если вы обратите внимание, то на иконе тела обычно удлиненные. Присутствует определенная сказочность, таинственность. Икона украшается разнообразными завитками, элементами декоративно-прикладного искусства. Особые требования предъявляются к тонкости работы иконописца. Если на рисунке ты не захотел прорисовывать какой-либо элемент, соответственно, взял и махнул (мазнул) кистью шире, затонировал фон, то иконописцы работают очень тонкими кистями. Для наших учеников их делают специально в Семенове.
Однозначно, все это воспроизвести сложнее, чем нарисовать обычный рисунок.
Нужно также знать, как грамотно сделать бликовку и, наконец, наложить четвертый, заключительный, слой из лака, призванный защищать икону от внешних воздействий.
Вы спрашиваете, как рождается образ? Безусловно, просто так рисовать святого нельзя. Я считаю, что сначала надо научиться хорошо копировать иконы. Для индивидуальности и своего видения, как говорят, надо созреть. Чтобы суметь выразить свои мысли, надо сначала и руку набить. Если мы обратимся к истории, то в эпоху Возрождения мастера именно так воспитывали своих учеников. Последние овладевали ремеслом в хорошем смысле этого слова. Действительно, если посмотреть, то, например, Николай Чудотворец у нас один, а иконы все разные.
Чтобы познать азы иконописи, одного желания мало. Для этого придется и изрядно трудиться. Помимо основных предметов, которые ребята изучают на протяжении 5 лет в художественной школе, им предстоит еще многое узнать. Дети стараются, и я думаю, из них выйдет толк. Ведь они не зря избраны Божьим Промыслом. Вы знаете, у нас и преподаватель иконописи нашлась чудесным образом. Так получилось, что мы разработали программу, чтобы поучаствовать в одном из православных конкурсов, надеялись получить грант на открытие отделения иконописи на базе нашей школы. Программу ориентировочно писали под одного из преподавателей. Пока мы находились в активном поиске, ко мне пришла женщина, сказала, что очень хотела бы работать у нас в школе. Когда я раскрыла ее диплом, то не поверила своим глазам. Там было написано, что она окончила Палехское художественное училище, отделение иконописи. Вот тут я поняла, что и в этом проявился Промысел Божий. Удивителен даже тот факт, что учительница оказалась не местной, она приехала к нам в город с мужем и устроилась работать воспитателем в один из детских садов.
Грант в конкурсе мы не выиграли, но с нового учебного года мы все-таки собираемся работать по направлению иконописи. Мы уже закупили часть материалов для обучения, заготовили липовые дощечки. Надеемся, что в ближайшее время решится и вопрос с помещением.
Настоятельница Выксунского Иверского женского монастыря матушка Антония хотела посодействовать нам и выделить для занятия иконописью помещение на территории обители. Быть может, найдутся и другие люди, кто захотел бы освоить это древнее искусство, например, те же насельницы монастыря. В Дивееве, например, есть иконописная мастерская. Не так давно я даже специально посетила ее и посмотрела, как возрождается сейчас иконопись. Действительно, это благое дело, и понятно, что оно не может быть массовым.
Наверное, самое главное, что нашим детям небезынтересна тема православия, русской иконы. Доказательство тому – увлечение, с каким юные выксунцы в прошлом году делали подарок своими руками к 150-летнему юбилею Иверской обители. С каким трепетом, усердием они собирали мозаику дореволюционной литографии монастыря. Ведь они понимали, что вкладывали свою частичку души, оставляли след в вечности.
Если все получится и отделение мы откроем, то однозначно ограничиваться одними занятиями иконописью не будем. В программе обучения запланировано также посещение музеев, художественных мастерских, встречи с настоящими иконописцами. Мечта пообщаться с такими людьми у нас есть. Чтобы вырос настоящий художник, иконописец, он должен видеть, что делают другие мастера и что было создано прекрасного раньше. Ведь настоящие иконы как пишутся? Во-первых, у священника берется благословение. Кроме того человек постится и усиленно молится, чтобы писать рукой Божией. Это подвиг, который не каждому под силу. Составляющие иконописца – это образование и благочестие.
Вот с такими нюансами и тонкостями знакомят на занятиях иконописи наших учеников. Кстати, как показывает практика, на иконопись идут, как правило, дети из православных семей, которые ходят в храм. Да и многие иконописные мастерские, если вы обратите внимание, обязательным условием выдвигают то, чтобы человек не был иноверцем.
Ну а какие горизонты открываются для наших выпускников? Ребята могут продолжить образование в Палехском, Холуйском, Мстерском художественных училищах, на базе которых есть отделения иконописи. Причем в Выксе уже есть дети, которые решили двигаться по этой стезе.
Подготовила Наталья Фоминых