В детстве я не раз читала сказки, в которых упоминался необыкновенный, волшебный сад, где растут цветы удивительной красоты, бьют фонтаны, обитают диковинные животные. Но я никогда не думала, что смогу увидеть нечто подобное наяву. Сомневалась до тех пор, пока лично в таком саду не побывала. Этот чудесный уголок — Дом-ремесел, один из самых необычных выксунских музеев. О нем мы рассказывали уже неоднократно, но в середине июля появился новый повод посетить сказочный сад. К Дню города там открылась выставка работ мастера по корнепластике Николая Акимова, выксунского самородка, человека поистине интересного и неординарного.
Николай Акимов долгое время живет в Выксе. По художественной стезе пошел, не имея специального образования. Так получилось, что оказался в нужное время в нужном месте. Свой творческий путь начинал с оформителя в художественной мастерской ВМЗ, которой руководил Анатолий Володин. Проработал там четыре года, понабрался опыта и перешел в городское бюро эстетики, сотрудники которого в свое время занимались оформлением праздников, колонн, кабинетов и т. п.
Довелось нашему герою поработать и художником на градообразующем предприятии, в ТЭСЦ-2 и ТЭСЦ-5. А так как в последнем была столярная мастерская, то ему приходилось немало работать с деревом. С коллегами по цеху на заказ резали эксклюзивные гардины, делали кровати, мебель, которые впоследствии украсили интерьер многих выксунских домов. Рука мастера оставила свой след и в оформлении классных комнат средней общеобразовательной школы №9, в которой Николай проработал долгое время. Именно здесь, в мастерской, художник начал обрамлять демонстрационные планшеты в резные рамки и нашел такую интеграцию техник весьма интересной. Возможно, это и сподвигло выксунского умельца на новый виток в творчестве, и он занялся корнепластикой.
Свою роль на пути к увлекательному хобби сыграли и знакомые. Первую корягу, которая в руках мастера превратилась в шедевр, притащил приятель. Николай взглянул на нее, но ничего особенного не нашел. А спустя какое-то время уловил в ней сходство с Сатиром — древнегреческим мифическим существом с хвостом, рогами и козлиными ногами, разгульным спутником бога вина и веселья. Автор признается, что с помощью резца ему пришлось лишь осторожно высвободить, довести до совершенства то, что создала сама природа: нарисовала шкуру, обозначила контуры лица, сосуда с напитком.
Поначалу лесной хлам несли все кому не лень, в надежде на то, что у доки в руках он обретет нужную форму и превратится в эксклюзивную вещь. Потом Николай и сам стал искать исходный материал для своих будущих изделий. Недостатка в нем не испытывал, поскольку после лесных пожаров, разбушевавшихся в 2010 году на территории округа, ненужных и невзрачных, на взгляд обывателя, коряг разной формы и габаритов, было в неограниченном количестве.
Стоит отметить, что домочадцы с настороженностью отнеслись к новому хобби Николая и сначала даже выражали некое недовольство. Им было трудно мириться с кучами бесполезного, на их взгляд, мусора, который загромождал пространство сада. Пеньки и сучки были повсюду: и у теплицы, и у бани. Однако постепенно невзрачные деревяшки превращались в сказочных, былинных, мифологических героев.
Николай вспоминает, что, бывало, поставит пенек и выписывает около него круги. Картина начинает вырисовываться постепенно. Причем выксунский мастер уверен, что из любой коряги может получиться оригинальная вещь. В подтверждение тому он вспоминает следующий случай. Как-то раз пошел он на реку, по дороге увидел изогнутый в форме английской буквы «S» сучок, прихватил его с собой. И три года тот провалялся без надобности. А потом в один прекрасный день пришло понимание: да это же... И невзрачная коряга в руках мастера превратилась в дракона.
У каждой работы, композиции своя история. Как-то раз шел Николай мимо дома, на улице валили деревья, и он решил между прочим прихватить ветку ветлы - уж очень она привлекла его своим розовым цветом. В итоге из нее получилось оригинальное огородное пугало. Отдельная тема для разговора - «Рокер», который получился из невзрачного елового сучка. Здесь, как заметил автор, все нарисовала сама природа. Оставалось только увидеть картинку и немного отшлифовать ее, обуть музыканта в лапти и дать в руки микрофон. Не менее интересна композиция «Молодая цыганка и баянист». Автор удивляется тому, как будущему образу природа сделала кучерявую бороду, прическу, вложила в руки баян и т. д. По мнению Николая, корнепластика как раз и заключается в том, что шедевр создает природа, а мастер лишь слегка шлифует, придает ему нужную форму, помогает зрителю увидеть.
За пять лет, а именно столько Николай Акимов занимается корнепластикой, в копилке выксунского умельца набрался не один десяток работ. Среди них такие композиции, как «Коллизия любви», «Горгона», «Русалка», «Борцы», она же «Битый небитого везет» (это кому как приглянется), и многие другие. Все они, как правило, являются либо выставочными экспонатами, либо расходятся на «ура» по близким и знакомым. Свои шедевры мастер дарит на дни рождения. Например, недавно на юбилей другу, который работает охранником, он изготовил добродушного Шрека, отдававшего честь, и приделал ему значок ЧОПа, в котором друг служит.
В прошлом году свое мастерство Николай Акимов продемонстрировал и на фестивале деревянных скульптур «Богатыри земли Русской», который проходил в Выксе, в парке КиО. Не уступив докам резьбы по дереву из Рязани, Костромы, Москвы и других городов России, наш земляк сумел удивить выксунцев своей работой «Старичок-лесовичок».
Кстати, может похвастаться мастер и эксклюзивными домиками для птичек. Один из них он смастерил в виде пирата с трубкой. Последняя очень привлекает пернатых друзей.
А еще Николай делает объемные фигурки и режет божнички.
Разработал Николай и свою технологию обработки готовых изделий, которая придает им не только товарный внешний вид, но и долговечность. Сначала он изделие шлифует, затем проходит немного морилкой, чтобы дерево играло, и покрывает матовым нитролаком.
Поскольку в корнепластике мало применяется резьба и мастеру практически не приходится испытывать в этом плане трудностей, работает Николай с любым деревом, не отдавая предпочтения какой-либо породе. За это время выксунский умелец научился на глаз (по коре, древесине) определять, от какого дерева сучок или пенек.
Николаю 66 лет, он пенсионер, но отдыхать ему некогда. Для творчества открываются все новые горизонты. Автор делится впечатлениями: «Корнепластика затягивает, фантазия так и плещет через край. Порой идешь мимо, лежит сучок, никому не мешает, а ты его уже взглядом цепляешь, мысль сразу работает: что из него может получиться?»
К тому же выксунскому доке есть кому передать свое мастерство. Недавно у него родились внуки-близнецы.
Надеюсь, что у вас появилось желание посетить замечательный уголок отдохновения и полюбоваться новой экспозицией. Для тех, кто еще не знает, Дом-ремесел находится на ул. Герцена, д. №43. Справки - по телефону 8-960-169-34-24.
Фото: Юля Шмелёва Смотреть все фотографии