Думаю, в сердце каждого человека есть заветный уголок, где хранится самое дорогое, незабываемое, вечное. Для меня это святое – память о Великой Отечественной войне.
Война обрушилась на нашу страну, на советских людей неожиданно и грозно. Было мне тогда двенадцать с половиной лет. Весной 1941-го года я окончила пятый класс родной школы N8, перешла в шестой. В победном мае 45-го была на пороге десятого, выпускного класса. Четыре года трудной и героической борьбы нашего народа с фашизмом прошли через мое отрочество и юность, оставив свой глубокий, неизгладимый след.
С той поры минуло много лет. Что-то, наверное, забылось, но память сберегла главное. И вспоминать то время мне и сегодня, когда позади большая жизнь, тяжело, больно. Особенно – вспоминать о первых месяцах войны, перевернувшей всю нашу жизнь.
Тревога и страх тогда были в сердце каждого. В нашем доме главным предметом стала черная тарелка репродуктора, главными вопросами: «Как на фронте? Что наши?» Отвечал нам диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан. Он передавал сообщения «от Советского информбюро». Кажется, и сейчас слышу я любимый с тех пор его удивительный голос, то скорбный, тревожный, то спокойный и твердый, то светлый, радостный, ликующий. Он был всегда с нами, понимал, объединял всех, помогал держаться, вселял надежду даже в самые трагические дни.
А враг рвался к Москве, над Выксой с чужим ревом пролетали чужие самолеты к Муромскому мосту. Металлурги и неметаллурги, молодые и не очень, уходили на фронт. Выпускники школ нашего города, моя старшая сестра и ее товарищи, рыли на Оке оборонительные окопы. Юноши их класса, лучшие из лучших, требовали в военкомате
отправки в действующую армию. И мы, шестиклассники, проводили на войну молодую любимую учительницу математики Елизавету Андреевну.
В Выксу прибывали эшелоны с ранеными красноармейцами. В нашей школе разместили военный госпиталь. Помню, как мы, школьники, длинной вереницей, с картами, глобусами, счетами и прочими школьными вещами шли к Запасному пруду, к школе N4. Там в двухэтажном деревянном здании учились мы всю войну.
В первые военные годы в наш город хлынули люди, бежавшие от вражеского нашествия. Выксунцы принимали их доброжелательно, с сочувствием. В одной комнате нашей двухкомнатной квартиры, с согласия мамы, поселилась семья эвакуированных из четырех человек, в другой жили мы. Было трудно материально. Получали иждивенческие карточки на хлеб (по 300 г в день на человека). Вспоминаю, как, выстояв длиннющую молчаливую очередь в «шестнадцатом», радостная бежала домой с полученным на семью хлебом в сорокаградусный мороз и обморозила колени (суровой была зима 41-го – 42-го годов). Мама наша – руки у нее были золотые – шила на людей и иногда засыпала на своей машине. Время от времени она уезжала в деревню: там еще можно было добыть еду. Мы, двое младших, оставались со старшей сестрой. Мама приезжала с бутылью молока, с заработанными ею
картошкой, крупой, радостная, усталая. И это были сытые и счастливые дни – праздники. Но чаще мы голодали. Самой большой мечтой моей и моих сестер было наесться черного хлеба досыта. Не забыть мне лепешки из выкопанной в заснеженном поле мерзлой картошки – знаменитые «шлеп-на-шлеп».
О трудностях жизни выксунцев в годы войны можно много рассказать. Они были такими же, как у большинства людей нашей большой страны. Но выксунские заводы - ВМЗ и ДРО - день и ночь работали для фронта, люди разных профессий отдавали все силы для будущей победы.
«Все для фронта, все для победы!» Выкса жила трудно, но достойно. И на всех была одна беда, общее горе и общие радости, взаимная помощь, единение. Все ждали вестей с фронта, тяжело, до слез переживали неудачи Советской Армии, радовались каждому ее успеху. Это незабываемо! В общей жизни вместе со взрослыми были школьники, пионеры и комсомольцы. Они росли, мужали, взрослели в трудностях. Шести-семиклассники, мы помогали разгружать раненых из эшелонов, вчетвером взявшись за одни носилки (бойцы жалели нас, слабосильных). Волнуясь, мы навещали раненых в госпиталях (в школе N8, во Дворце им. Лепсе, в Песочном): для нас они все были героями. Девочки писали для лежачих письма их родным, ставили пьески, читали стихи. Я с удовольствием рассказывала им любимые повести Гоголя. Помню их благодарные глаза, их «спасибо».
На сцене Делового клуба ребята нашего класса выступали перед выздоравливающими бойцами с концертом художественной самодеятельности – к общему удовольствию. Пешком шли зимой в Песоченский госпиталь навестить раненых фронтовиков. Они тепло встречали нас, радовались нашему приходу. Моя школьная подруга Рита до сих пор помнит, что там нас угощали конфетами – розовыми «подушечками» – и белым хлебом. Мы собрали посылку с теплыми носками, варежками и разными нужными мелочами, с добрыми наивными пожеланиями бойцам армии к Новому году. Мы верили своим защитникам, помогали, чем могли. И это все была наша жизнь.
Окончив восьмилетку, несколько моих одноклассников в 14 лет встали к станкам на заводах (Виктор Зотов, Аня Бубнова, Рита Безрукова и др.). Помню, как мы, повзрослевшие, работали на уборке урожая в деревне (название у нее интересное – Солнце). И, конечно, мы старательно учились. У нас были хорошие учителя, сильный класс. Суровое военное время само учило нас – выносливости, мужеству, любви к родному городу, к своей стране. Это не пустые слова. Да, люди из тех военных лет патриоты. И те, кто воевал на фронтах, и те, кто стоял у станков, и те, кто тогда учился в школе (жаль только, что нас осталось так мало в пору сегодняшнего разъединения и эгоизма).
А страна наша напрягала все силы, чтобы одолеть ненавистного врага. Все чаще приходили радостные сообщения об успехах Советской Армии, наконец – о ее мощном наступлении.
И вот пришел он, долгожданный День Победы! Не забыть мне 9-е мая 1945 года, радостных, ликующих людей на улицах моего любимого города. Все обнимаются, целуются, у многих на глазах слезы. Помню себя в красивом новом платье, которое мама сшила мне к экзаменам в девятом классе. Солнечно, ярко, и я кружусь и громко, во все горло пою, просто кричу от радости на лужайке недалеко от нашего дома. Признаюсь, такого пьянящего восторга, такого безграничного счастья, счастья взахлеб я не испытывала больше никогда. Слов не хватает, чтобы передать эти мои чувства... День Победы – самый большой, самый дорогой, любимый праздник моего сердца!
Валентина Васильевна Балдина
Краевед. Учитель. Отличник народного просвещения.. В 80-е годы XX века внесла большой вклад в научное краеведение Выксы. Она первая занялась литературным краеведением. Итогом нескольких лет исследовательской работы стал цикл лекций, подготовленных краеведом. Сюда вошли предания и легенды об Иване Грозном, о заводчиках Баташевых, о жизни народа, о «благородном разбойнике» Рощине, а также рассказы о писателях: П. И. Мельникове-Печерском, И. П. Белоконском, А. Лопатине, А. Письменном, Н. Ключареве и др., в чьих произведениях использовался выксунский материал. Войну встретила ученицей старших классов.
Г. К. Никулина
Впервые статья была опубликована в краеведческом альманахе «Приокская глубинка» (№9, 2010 год) Фото из свободных источников.