Чудеса происходят в нашей жизни регулярно. Маленькие и большие, заметные и не очень. Меня волшебство тоже коснулось своим незримым крылом. Вот как это случилось.
Вечер не обещал ничего оригинального. Я пришла из школы, расправилась с уроками, сделала себе бутерброд. Сижу, никого не трогаю, ем. Поковырявшись ключом в замочной скважине, в квартиру ворвалась сестра и бегом ко мне. Глаза горят, улыбка во все тридцать два:
- Ты знаешь, - говорит Ленка, - где я была? - она ловит мой вопросительный взгляд и, задыхаясь от восторга, продолжает: - У нас открыли Библиотеку!
- Ну и что? Я уж решила, что-то серьезное, вечно радуешься всякой ерунде.
- Глупая ты, Сашка! - она почти обижается, но загорается счастьем снова, - Ты бы это только видела! Ничего ты не понимаешь. Там так здорово стало!
- Да расскажи толком! - Мне даже интересно стало, что ее настолько поразило.
- А вот и не скажу! - Ленка показала язык, улыбнулась и, уходя, примирительно предложила, - сама иди и посмотри.
Не знаю, что меня заинтересовало больше - загадочная улыбка сестры или ее восторг, - но я пошла.
Снаружи здание как здание, только окна непривычно большие. Захожу и расплываюсь в улыбке. Божественно пахнет кофе. А все вокруг рыже-персиково-коричное. Кофе с корицей! Лучшее сочетание в мире! Мне здесь уже определенно нравится.
Справа что-то вроде гардероба с вешалками и подставками под обувь. Кажется, здесь принято разуваться... Об этом говорит и табличка: «Если вы сегодня не прихватили с собой свои уютные тапочки, можете на время позаимствовать эти». Под табличкой на полочке аккуратно расставлены парами тапки-«зайчики», тапки-«кошечки», тапки-суровые_мужские_шлепанцы. Выбираю, конечно, последние - к моим джинсам и рубашке они подходят больше, чем сиреневые кошечки, и делаю следующий шаг.
Передо мной большой овальный зал, пол в котором покрыт зеленым ковром, напоминающим траву. Не ограниченные никаким строгим порядком, в зале стоят два десятка круглых столиков, стулья рядом с ними тоже с овальными сиденьями и округлыми спинками. Мечта ребенка! Ни одного угла, о который можно удариться, или в который тебя могут поставить!
За некоторыми столиками, уютно устроившись, общаются люди. Вот пожилая соседка из дома напротив вдохновенно рассказывает внуку про то, как приключается горе от ума, изредка подглядывая в книжку, с обложки которой ехидно улыбается Александр Сергеевич Грибоедов. Пятеро молодых людей в эльфийских плащах, под которыми явно угадываются клинки гномьей работы, склонились над учебником по высшей математике. Задача очевидно не клеится, один из юношей регулярно бросает отчаянный взгляд на большой информационный терминал, расположившийся в глубине зала. Терминал выглядит таким умным, что, кажется, способен решить не только задачу по «вышке», но и разрешить конфликт, назревающий за соседним столиком, где группа художников раскладывает краски и кисти, о чем-то горячо споря. Чуть поодаль пристроились мастера, собирающие миниатюрные модели танков. Вокруг них молчаливо застыла стайка дворовых мальчишек. То-то я заметила: по дороге в библиотеку мне никто не проорал вслед очередную глупость и не запустил в спину пустой алюминиевой банкой. Все наши сорванцы благоговейно наблюдают, как Т-34 обретает башню. В зале немного шумно, но этот шум не давит, а успокаивает - он похож на рокот волн, ровный, созидательный шум совместной работы.
Рассматриваю развешанные по стенам картины, поднимаю голову и замираю. Надо мной не потолок – это звездное небо, и я могу даже различить созвездия. Пояс Ориона, Большая Медведица, Кассиопея...
Так и иду с задранной головой, пока не ударяюсь всем телом о массивную дубовую дверь. Машинально извиняюсь перед ней и, бормоча «ой, простите, пожалуйста!», параллельно думаю: как я могла ее не заметить?.. Отступаю назад и понимаю - дверь так удачно вписалась своей коричной плоскостью в оформление зала, что издали ее можно принять за предмет декора или за еще одну картину. «Коричный овал», например...
Даже тут нет углов. Дверь распахивается полуаркой и бесшумно закрывается за моей спиной. Здесь тихо, только шелест страниц изредка нарушает тишину. Еще сильнее пахнет кофе. В креслах, на пуфиках и стульях сидят люди, погруженные в чтение. Над головой у каждого светильник, а рядом маленький столик или подставка под чашку. Окна закрыты портьерами, отчего общий полумрак кажется мистическим.
На одном из широких подоконников сидит девушка с огромной книгой в руках. Изредка она поправляет большую подушку, на которую опирается спиной, но делает это машинально, ни на секунду не отрываясь от чтения.
Все та же ковровая травка под ногами. Маленькая изящная сотрудница неслышными шагами подходит к пристроившемуся на полу мужчине, почти слившемуся с нагромождением подушек, одеял и пледов. Читатель с трудом отрывает взгляд от томика стихов. Она что-то шепотом говорит ему, показывая на большие настенные часы. Мужчина благодарно кивает и направляется к выходу. Улыбаюсь. Классно они это придумали, ведь за чтением люди могут просто не заметить, как летит время.
Выхожу следом за мужчиной, окликаю его вполголоса, он оборачивается.
- Извините, - спрашиваю я тихо, - а почему вы пришли сюда? Разве не удобнее читать стихи дома?
Мужчина улыбается немного снисходительно:
- Девушка, здесь — тишина! Вы еще слишком юны, чтобы ее ценить, а я уже понял: в этой жизни немногое более ценно, чем возможность почитать в тишине. - И уходит, оставив меня раздумывать над его словами.
Табличку «Книгохранилище» я даже сначала не заметила. Все двери в этом зале какие-то неприметные. И, мне кажется, я даже поняла, почему. Любая дверь всегда отвлекает внимание, а с его концентрацией нынче, пожалуй, так же сложно, как с тишиной. Поворачиваю ручку и, столкнувшись со счастливой бабушкой, прямо у входа рассматривающей какую-то древнюю книжицу, попадаю в другой мир.
Тут прохладно, приглушенный синеватый свет успокаивает глаза, а буквы-помощники на книжных полках похожи на маленьких волшебных существ. Перед глазами - уходящий почти в бесконечность ряд стеллажей от пола до потолка. На стойке, за которой что-то сосредоточенно пишет библиотекарь, стоит монитор, предлагающий узнать, есть ли в хранилище книга, которая нужна именно мне.
А какая книга мне нужна?.. Вбиваю название: «Сон в летнюю ночь», Уильям Шекспир. Аппарат сочувственно говорит, что книжка на руках, но я могу почитать ее электронную версию, для этого нужно пройти за первый стеллаж, взять планшет и найти там книгу.
Так и делаю. Библиотекарь отвлекается от своего занятия, помогает мне разобраться с устройством, предлагает выпить кофе и провожает в читальный зал, по пути рассказывая, что в семь часов в рыжем зале включается музыка, с полдевятого — время сказок, где каждый может сочинить свою захватывающую и волшебную историю или послушать чужую, а в десять библиотека закрывается. Затем он спрашивает, когда мне нужно будет уйти, предлагает плед и подушечку.
Мелочь, а приятно. Говорю ему что-то про шесть часов, благодарю, покупаю кофе и устраиваюсь с ногами в необъятном кресле. Сюжет книги уносит меня из реальности.
Возвращаюсь в наш век, когда все тот же библиотекарь напоминает, что уже почти шесть и готов забирать планшетник.
Сопровождая меня к выходу, он спрашивает, понравились ли мне произошедшие в библиотеке изменения, и указывает на лежащую на столике книгу отзывов. Молодой человек предлагает внести свой вклад в дальнейшее развитие библиотек.
«Все, что вы здесь видите, - говорит он, - создано благодаря идеям наших читателей. Это самые умные люди на свете! - восклицает юноша. - Потому что только тот, кто читает, знает, какая ему нужна библиотека».
Благодарю его, рисую на чистом листе чашку кофе, книгу и подписываю: «Спасибо за уют!». Надевая кроссовки я понимаю, что улыбаюсь … А ведь и правда пора домой, я просидела здесь без малого три часа…. Даже не заметила.
Над идеей предстоит еще подумать, чем я и займусь непременно в ближайшее время. Библиотекари сделали так много, что, кажется, - лучше просто не бывает. Но я подумаю... Ленку, кстати, тоже надо привлечь…
Теперь я часто прихожу туда. Вчера попала на джазовую вечеринку, а на прошлой неделе научилась вырезать фигурки из свечек. Получилось криво, но заряд положительных эмоций и энергии затмил сей незначительный факт. Каждый мой визит в библиотеку — маленькое чудо, которое может подарить себе любой человек.
Кстати, как-то сам собой решился очень важный для меня вопрос: кем я хочу стать, окончив школу? Я стану библиотекарем, чтобы получить возможность каждый день распахивать перед людьми волшебный мир общения с одним из самых прекрасных творений человечества — книгой.
Работа участницы всероссийского конкурса «Какая мне нужна библиотека» Елизаветы Баикиной.
27 мая страна чествует представителей профессии, которая знакомит нас с увлекательным, разнообразным миром книг.
Год литературы и 70-летие Великой Победы стали приоритетными темами для мероприятий текущего года. Так, сотрудники центральной библиотечной системы городского округа уже успели провести всероссийскую акцию «Бибилионочь». Правда, в Выксе скорее всего это были «Библиосумерки», но зато какие увлекательные!
А выксунские любители книг, в частности из с. Туртапка, смогли поучаствовать в областной читательской конференции «Человек и война» и даже стать ее лауреатами.
Свое мастерство подтвердили и сотрудники библиотек. В преддверии профессионального праздника в округе проходил конкурс электронной презентации. Все представленные работы имели краеведческую направленность, в них рассказывалось о наших земляках.
Ко всему прочему, библиотеки подали заявку на участие в конкурсе социальных проектов, объявленном Благотворительным фондом «ОМК-Участие». Дело в том, что с 2013 года на базе библиотек городского округа проводятся бесплатные курсы компьютерной грамотности для пенсионеров. Немаловажно, что осваивать современные технологии выксунцы могут по месту жительства, то есть и в городе, и на селе. Как показала практика, услуга востребована, но реализацию ее в полной мере тормозит отсутствие дополнительных компьютеров.
Расширились и функции библиотек. Сейчас предпочтение отдается культурно-досуговой деятельности. Растет количество клубов по интересам. Например, на базе центральной библиотеки собираются ветераны «Дробмаш», а на базе «Отчий край» - ветераны АО «ВМЗ».
С 1 июня стартует программа «Летних чтений». А это значит, что все лето сотрудники библиотек будут работать с детьми, организовывать их досуг, прививать любовь к книге, чтению. Нельзя не заметить, как неуклонно растет число юных читателей. Особенно это заметно в центральной городской библиотеке, где в прошлом году был сделан ремонт. Теперь ребятишки приходят сюда не только почитать, позаниматься в организованных тематических зонах, но и делать уроки. Специально для школьников продлили часы работы библиотеки.
Дом книги за последний год изменился до неузнаваемости. Чтобы довести до конца ремонт, осталось привести в порядок фасад здания. Несмотря на отсутствие финансирования, библиотеки из собственных фондов стараются изыскать средства на приобретение книжных новинок. Поэтому для читателей здесь всегда приготовлены самые свежие и востребованные книги. Кроме того, о новых поступлениях немедленно рассказывает сайт библиотечной системы.
А вот проблема с кадрами, по словам заведующей ЦБС городского округа Выкса Натальи Гусевой, на сегодняшний день стоит остро. Более 30 процентов сотрудников библиотек - пенсионеры, а молодежь в профессию идет неохотно. Хотя, казалось бы, что может быть интереснее, чем с каждой книгой дарить людям радость открытия, общения, творческого роста!