И снова в нашем городе – театральная неделя. Расклеенные по городу афиши призывали прийти на III открытый фестиваль «Выкса театральная-2015».Было заявлено шесть спектаклей для взрослой аудитории и семь – для юной. Причём детские спектакли шли каждый день, и желающие могли смотреть всё и вся: каникулы же! Что они с удовольствием и делали вместе с родителями и учителями. Приезжали классами из сёл и деревень округа. На одной постановке увидела ребятишек из Нижней Вереи, прибывших на спектакль вместе с учительницей.
А вечерами зал заполняла публика степенная и солидная. Приходили как завсегдатаи театра, так и новички. Они не спеша проходили в зал, чинно рассаживались по местам. Но как преображались люди в конце спектаклей! Бурные аплодисменты и крики «браво!», вызов артистов на поклон и осыпание цветами любимцев, крепкие объятия за кулисами и столь же бурное обсуждение у гардероба. А обсуждать было что и за что. Отрадно и следующее: в этом году вместе с артистами из Кулебак, Навашино, Павлово удивили, ошеломили и порадовали свои родимые, доморощенные, а потому и особо любимые. Но обо всём по порядку.
В театр, на праздник!Народу! Народу!
Куда ни кинешь взгляд,
По каждому проходу идёт
толпа ребят.
Сажают их на стулья,
и просят не шуметь,
Но шум стоит как в улье,
куда залез медведь!
Такая картина была перед каждым спектаклем, когда на представление приходили дети. Но какой же магией обладает театр для них, когда с началом действия все смолкали и кричали только тогда, когда предстояло наказать какого-нибудь злодея или подсказать герою верную дорогу. А всё потому, что для детворы театр – естественное продолжение жизни, в которой игра занимает важное место. И спектакль для них был не просто развлечением, а тем счастливым моментом, когда взрослые играют вместе с ними! И они охотно откликались на игру. Добрую сказку «Ухти...тухти» поставил детский музыкальный театр «Волшебная флейта» (ДМШ г. Выкса). Много музыки, песен, забавных, добрых и поучительных ситуаций. Ребята познакомились с девочкой Люси, которая постоянно теряла свои носочки, платочки, фартучки; с милой и чистоплотной ежихой Ухти-тухти. Узнали, насколько любят чистоту все лесные и домашние зверюшки; как бережёт свою манишку певчий дрозд и заботятся о чистоте шубки овечки…Девочка Люси после того, как побывала в гостях у Ухти-тухти, уже больше никогда ничего не теряла и, конечно, не пачкала. Это поняли и ребята.
Нынешним детям-непоседам очень нравятся музыкальные сказки, которые дают возможность участвовать в действии, помогать героям. Режиссёры-постановщики учли эту особенность современных юных зрителей. Музыкальная сказка «Стрекоза и муравей» (драматический коллектив «Арлекино» из Досчатинского ДК), шоу-программа «Алиса в стране чудес» студии аниматоров ДК металлургов, «Сказка за сказкой» (театр «Затейник» с. Мурзицы Кулебакского района), сказка «Ведьма, стражник и кристалл» (детская театральная студия «Махаон» детского клуба «Факел») и фантастическое представление «Волшебное зеркало» (народный самодеятельный театр г. Павлово) изобиловали танцами, песнями, играми. А представление «Алиса в стане чудес» проходило в танцевальном зале, и самые юные зрители могли свободно прогуливаться среди артистов, нисколько не боясь и не смущаясь. Они были в своей стихии!
В череде представлений для детей было и событие – важное и неординарное. А всё дело в том, что сказку «Ведьма, стражник и кристалл» написала и поставила Светлана Братчикова, руководитель театральной студии «Махаон». Уже по тому, как восприняли спектакль дети, как смеялись они в тех местах, где было смешно, и замолкали в драматических, можно говорить о том, что спектакль им понравился. Было интересно наблюдать, как ребята понимали игру слов, хохотали над напыщенным, но бестолковым и трусливым женихом из заморской страны; поддерживали царевну Марусю в её сопротивлении царю, который хотел выдать её замуж, в то время как она желала делом заниматься, пользу царству-государству приносить, а всех никчёмных женихов «потчевала» скалкой или сковородкой. Такая уж строптивая! Или вот такой диалог царя и няньки.
Нянька: Учиться ей надобно.
Царь: Не царское это дело.
Нянька: Или отправил бы в
путешествие. Мир посмотреть.
Царь: Хочешь царскую дочь по миру пустить?
Нянька: Мир посмотреть.
Смех вызвала ситуация, когда царь собрался в поход за магическим кристаллом, нацепив на себя каску, рюкзак, а нянька остановила его гневной тирадой: «А кто будет царством управлять? На троне сидеть? Корону носить? Народом руководить? Кто будет на балалайке играть?» Царь от такой характеристики его государственных полномочий так и рухнул в своё царское кресло! В результате всех приключений злая ведьма была наказана, заморский жених выдворен из государства, а царь издал самый короткий указ: «Миру – мир». Радовались зрители, смеялись артисты!
А вывод таков: посещение театра для детей – не пустое развлечение, а проверка чувств и переживаний. А потому – ведите их на представления, пользуйтесь любой возможностью посмотреть вместе с ними добрую сказку, смешной музыкальный спектакль, серьёзное представление. Вырастут, многое поймут и оценят ваши усилия и старания!
Завершили театральную неделю павловчане волшебной (во всех смыслах) сказкой. Это была феерия света, чудесных превращений, невероятных приключений, танцев, поистине сказочных декораций, которым позавидовали бы профессионалы. Дети получили прекрасную возможность не только увидеть спектакль, но и участвовать в нём, помогая отважному Принцу найти осколки разбитого злым волшебником зеркала. Уже третий год Павловский театр поражает, удивляет, радует и побуждает ждать следующей театральной недели, чтобы в очередной раз отбить ладоши, аплодируя профессионалам народного самодеятельного театра!
Ах война, что ты, подлая, сделалаВоенную тему открыл на фестивале народный театр-студия «Дилижанс» Дворца культуры г. Кулебаки, представив два одноактных спектакля: по пьесе Н. Семёновой «Семь мисок, семь ложек» и по рассказу Я. Стельмаха «Колыбельная для дочери». Одна посвящалась матерям, потерявшим сыновей, вторая – детям на войне.
Драматизм коротких пьес в том, что война – явление противоестественное. Не должны матери терять сыновей, так же как и дети не должны умирать только потому, что не хотят быть предателями.
...Их жизнь только начиналась, позади – выпускной бал, мечты о самостоятельной жизни, учёбе, любви… и вдруг всё обрывается. Война. Оккупация. Немцы. Издевательства. Эти хрупкие внешне, но сильные духом девчонки умирают, но не сдаются.
…Беда не обошла стороной ни одну из семей. В каждой из этих женщин живёт память о не вернувшихся к родному порогу детях, но и надежда не оставляет – а вдруг случится чудо и постучится сын с войны? Вот и одинокая Архиповна, на доме которой семь звёздочек, всё ждёт и ждёт. И каждый вечер накрывает на стол, выставляет семь мисок, кладёт возле каждой ложку и потчует сыновей щами и кашей. Разговаривает с ними, будто с живыми… Нет, она не сумасшедшая, как подумала вначале молоденькая руководитель хора местных бабушек, она такая же как и все её певуньи. Только никак не может разум принять, как могло так случиться, что вместо семи – никого. Но силён дух женщины, и погоревав, идёт она на репетицию хора, ведь без её голоса песня не поётся никак.
Просто, даже как-то буднично выстроено действие, вроде бы ничего и не происходит, но сердце сжимается от боли. Вот все и собрались на спевку, и песня звенит так ладно, звонко… Но сколько же за этой мелодией невидимых миру страданий, невыплаканных слёз…
Поставить спектакль по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» после одноимённого фильма казалось дерзостью. Но на то и молодость дана, чтобы дерзать! Молодой режиссёр-постановщик Наталья Беспалова и юные актрисы, выпускницы отделения «Искусство театра» ДМШ поставили динамичный, яркий, наполненный драматизмом спектакль. Каждая роль – точна, правдива, выверена, искренна. Девушки органичны в своих ролях, ни тени неискренности, ни одной фальшивой ноты, ни одного проходного момента. Забываешь, что это всего лишь спектакль, и верится, что они – оттуда, из тех сороковых роковых… Оформление сцены лаконично. Звуковое сопровождение усиливает эмоциональное воздействие. Талантливый спектакль, поставленный одарённым режиссёром, сыгранный талантливой молодёжью.
Тему войны заканчивал – и он же закрывал театральный фестиваль – спектакль народного театра «Саквояж» по пьесе Алексея Дударева «Не покидай меня» (режиссёр Евгения Шаркова). Сюжет перекликается с повестью «А зори здесь тихие». Та же тема – девушки на войне. Та же драма – неправильность войны, жестокость её и жажда жизни, любви. И вчерашние школьницы выполняют спецзадание ценой собственной жизни. Две постановки роднит то, что актрисы не играют, а проживают жизни своих героинь. Убедительно, искренно, правдиво.
О высокских мономахах замолвим словоРежиссёр-постановщик народного театра Сергей Куликов давно лелеял мечту поставить спектакль про высокских мономахов по мотивам романа графа Евгения Салиаса. И вот сбылось. Время действия – вторая половина XVIII столетия, место действия – Высокса, медвежий угол Владимирской губернии, меж дремучих муромских лесов затерявшийся.
В центре пьесы фигура крупного промышленника XVIII века, основателя Выксунских заводов Аникиты Ильича Басман-Басанова и красавицы Сусанны. Уже с первого появления на сцене перед нами – человек властный, крепкий, с характером крутым, нравом жестоким. А властен-то, властен! Понятно, почему перед ним все преклоняются, одна лишь Сусанна не боится, да камердинер Масеич. Да, мощно и круто ведёт роль Сергей Куликов, его Аниките Ильичу веришь и даже симпатизируешь. Он разный: то вкрадчиво ласковый, то безумно ревнивый, жестокий до самодурства, любящий до беспамятства. Сусанна ему под стать (и где только такую красавицу с внешностью легендарной Сусанны нашёл режиссёр? Похожа до невозможности! Особенно когда в одной сцене она – и её портрет на стене особняка). Своенравна, красива, отчаянна, бесстрашна до безрассудства. Прихотлива и капризна. Правда, иногда недостаёт нашей Сусанне коварства и ненависти, злобности, как изобразил её в романе граф Салиас.
В центре – Аникита Басман-Басанов (Сергей Куликов) и Сусанна (Татьяна Тарасова)Спектакль даёт возможность развернуть свои дарования и другим артистам: Николаю Храмову (Масеич), Андрею Ерошкину (Змглод), Марине Изюмниковой (Матвеевна), Алле Матюковой (лекарь Вениус). В спектакле много музыки, старинных русских песен. Герои говорят на языке того времени, ходят, как ходили в ту пору. Музыкальное и световое оформление безукоризненны, декорации и костюмы – тоже. (Отдельные мелочи поправимы).
Фигура Аникиты Ильича довлеет над всеми в спектакле. Тут сказывается и сама роль, и талант Сергея Куликова. И когда после антракта во втором действии его нет, то и действие идёт несколько вяло. Жизнь барина закончилась, и получается, что и пьеса без него никак не идёт. В целом спектакль поражает размахом, эпичностью сцен, интригой, почти детективной историей двухвековой давности. И, конечно, большое спасибо коллективу народного театра и его режиссёру за обращение к нашей истории, полной тайн, загадок и легенд. Надеемся, что спектакль пройдёт ещё много раз не только на выксунской сцене.
Эта свободная пара Да, та самая «Свободная пара», которая стала в прошлом году сенсацией, вновь вышла на сцену в обновлённом варианте. Более уверенная, ироничная, динамичная и саркастичная. Та самая комедия, которая переросла в трагедию. Спектакль, поставленный по пьесе Дарио Фо, Франка Раме содружеством свободных актёров – Лилией Фроловой, Андреем Годовым, Михаилом Мироновым, прошёл на едином дыхании, стремительно, как миг, темпераментно, как страсть, печально, как жизнь. У него было и продолжение: на следующий день «Свободной паре» и содружеству свободных актёров рукоплескал театральный Муром. Там, тоже в рамках недели театра, прошли их первые (надеемся, не последние) гастроли.
И ещё… об УтёсовеНа этом можно бы и поставить точку. Но было ещё одно событие, которое по праву заняло своё место в фестивале «Выкса театральная». Художественный руководитель ДК Валентина Зазерская провела совершенно уникальный по размаху и насыщенный по содержанию вечер памяти Леонида Утёсова. Человек-легенда, чей голос с хрипотцой сводил с ума поклонниц и вызывал восторг у профессионалов; эстрадный певец и киноактёр, организатор, руководитель и солист первого советского джазового коллектива «Теа-джаз», впоследствии – Государственного эстрадного оркестра РСФСР. Музыканта, умеющего виртуозно играть на всех музыкальных инструментах, весельчака и балагура, блестящего рассказчика скетчей. Это он умудрялся совмещать в программе концертов танцы и пение, сценки и чтение стихов, конферанс и дирижирование. Он первым стал разыгрывать сценки между дирижёром и актёрами, что стало своеобразным прорывом в творческой карьере Утёсова. В тот вечер Леонид Утёсов был вместе со зрителями, собравшимися в малом зале в доброй и уютной компании поклонников таланта певца. Звучал с экрана его голос с хрипотцой, он рассказывал о своей жизни в интервью (будто нам), под его знаменитый оркестр пели солисты ДК: Влад Биткин, Владислав Шишкин, Ольга Фомина, Оксана Заболотная…
Как оригинально и светло звучали голоса под джазовый оркестр почти полувековой давности! «Сердце, тебе не хочется покоя» – пел дуэт Ольги Ким и Владислава Шишкина. «Будь со мною строгой» – просил солист ДК Евгений Кучер, а Юлия Дроздова задорно выводила про «Мишку-одессита». Наталья Володина исполнила песню из репертуара Утёсова так, словно сам солист подсказал ей манеру и стиль. В тот памятный вечер каждый исполнитель думал как Утёсов, пел как он, мечтал как он, и казалось, что он незримо присутствует здесь. А на прощание, как напутствие, прозвучала его любимая песня: «Ну что сказать вам, москвичи, на прощанье…» И мы уходили из Дворца с его песнями в сердце и с благодарностью Валентине Зазерской и артистам за чудесный вечер памяти. И с надеждой, что он ещё повторится.
В итоге… И было бы хорошо, если бы не обида на ленивого нашего зрителя. В чём причина, что залы были наполовину пустыми, за исключением тех спектаклей, что были у всех на слуху и пропустить которые было бы просто непростительно? Как понять, что на постановки наших соседей из Кулебак и Навашино зритель шёл вяло? А зря – и театры достойные, и игра актёров талантлива и самобытна. Взрослым надо в этом смысле брать пример с детей, которые важно и шумно ходили на все спектакли и были тому рады! Закрытие фестиваля прошло в воскресенье. Днём – у детей, когда чествовали и награждали руководителей и режиссёров детских театральных коллективов. Вечером – у взрослых. Директор Дворца культуры Наталья Осипова, Леонид Кичайкин благодарили зрителей за терпение и самоотверженность, за постоянство в любви к театру, а артистов – за великое искусство перевоплощения. В чём были едины зрители и организаторы, так это в том, что следующему фестивалю – быть!
Елена Липатова. Фото Ольги Поповой, Анны Медведевой, Антона Рябкова, Натальи БеспаловойКомедия "Свободная пара" (16+). Выкса, ДК металлургов АО "ВМЗ", 27.03.2015 (Видео)Комедия "Свободная пара" (16+). Выкса, ДК металлургов АО "ВМЗ", 27.03.2015 (Фото)Историческая драма "Житие Высокских мономахов" (16+). Выкса, ДК металлургов АО "ВМЗ", 26.03.2015 (Видео)Историческая драма "Житие Высокских мономахов" (16+). Выкса, ДК металлургов АО "ВМЗ", 26.03.2015 (Фото)"Алиса в стране чудес" музыкальное представление студии аниматоров "Happy holiday" (Видео)"Алиса в стране чудес" музыкальное представление студии аниматоров "Happy holiday" (Фото)Военная драма "А зори здесь тихие" (12+),Выкса, ДК металлургов АО "ВМЗ", 28.03.2015 (Фото)