Поистине велик и могуч русский язык! Он дает нам возможность выражать свои мысли, чувства, передавать из поколения в поколение традиции, обычаи, ощутить красоту, силу и широту русской души. Слово способно сделать человека счастливым или несчастным. А иногда по оборотам речи можно без труда понять, откуда родом тот или иной человек.
Как же вычислить коренного выксунца среди остальных жителей бескрайней России?
Ответ на этот вопрос корреспонденту газеты «Выкс@.ru» помогла найти преподаватель русского языка и литературы школы №6 Надежда Епифанова, заслуженный учитель РФ.
- Для этого надо просто прислушаться к говорящему, - говорит Надежда Константиновна. - Жителей нашего городского округа можно распознать по характерному для них произношению, непривычным для остальных соотечественников словам, так называемым просторечиям и диалектам.
Что касается последних, то в настоящее время слова, характерные исключительно для нашей территории, практически не употребляются. Может быть, потому что я человек городской и мне просто не приходится сталкиваться с людьми, которые являются носителями таких слов. А вот в Ваче однажды со мной необычный случай произошел. Было это лет 40 назад. Я приехала туда после института, работала первый год в школе. В этом селе своеобразный диалект, лексическое значение некоторых слов я не понимала совсем. И вот мы должны были ехать на картошку. Я пришла к хозяйке на квартиру, попросила ее дать мне какую-нибудь тару для этого случая. На что она сказала: «На двор выйдешь, там на прясле веренька». Что и где нужно было взять, я, конечно же, не поняла. Позднее выяснилось, что на заборе висела маленькая корзинка.
На самом деле подобные устаревшие слова можно встретить в «Диалектном словаре Нижегородской области». В свет вышли уже два тома из 15 ожидаемых. А это порядка 200 тысяч собранных по области слов и устойчивых выражений. Примечательно то, что в словаре применена система ориентированных пометок, указывающих точное место с отражением района, где это слово было записано. Например, бете́йка (круг) — слово, характерное для северо-запада Выксунского района.
Несколько лет назад огромную работу проделала одна из сотрудниц библиотечной системы нашего округа. Наталья Куницына создала словарик диалектов верхневерейцев «Так говорят наши бабушки». В нем вы можете встретить такие слова, как «чесанки» (валенки), «бахилы» (большие рабочие сапоги), «задережки» (занавески на нижнюю часть окна), «подловка» (чердачное помещение), «скородить» (обрабатывать землю) и другие. Полностью с содержанием словарика можно познакомиться на сайте газеты: http://газетавыкса.рф.
Кстати, диалектная лексика может служить не только для идентификации жителя конкретной местности, но часто добавляет красочности и описательности в текст, а иногда она является показателем владения собственно языком.
Могут выксунцы похвастаться и своими «фирменными» словами. Выдает жителей нашего округа оригинальный глагол «этовать», к которому наши находчивые земляки в зависимости от ситуации прибавляют всевозможные приставки. В результате чего получают знаменитые «подэтовать», «отэтовать», «приэтовать».... Любят выксунцы и не склонять числительные. Например, вместо «без пятИ десять» мы часто слышим «без пятЬ десять». Сплошь и рядом в речи выксунцев также проскальзывают: дермаНтин, поДскользнулся, тУбАретка...
Нельзя не сказать о речевой культуре выксунцев, о том, чем нас могут удивить современные учащиеся.
Зачастую наши земляки неправильно ставят ударение в общеупотребительных словах, таких как: бАнты, тОрты, звонИт. Причем, когда с учащимися общаешься во время урока, они контролируют произношение, стараются правильно ставить ударение. В других случаях, как я обычно шучу, мы говорим на уровне выксунского рынка.
Что говорить о детях, когда подобные ляпы звучат и с экрана телевизора! Так, на днях выступала врач, человек с высшим образованием. Рассказывая о проблемах сердца, она произнесла: «судя по болЯм...»
Не всегда блистают познаниями в области родного языка и местные чиновники. Частенько с их уст срывается: лифтЫ, средствА, дЕньгам...(прим. ред.)
Кстати, школьники умудряются придумать и новые слова, например, «подокойник», «призжался», «переперевшись» и т. п.
Не всегда дети могут употребить слова в нужном значении. Вот примеры из сочинений: «Художник попытался донести до СМОТРИТЕЛЯ увлекательность игры», «Вдоль аллеи на каждом ХОДУ стоят беседки», «Темка был ПОДАВАЛЬЩИКОМ мячей», «Даже человек в КАЛИТКЕ, где звонят по телефону, рад первому снегу». А вот еще один литературный шедевр учащегося 7-го класса: «Около забора на передних лапах стояла собака и громко лаяла». Как вы себе представляете собаку-«акробата», стоящую вниз головой?
Может быть, я не права, но и в стенах школ, и в общественных местах в последнее время стало меньше слышно нецензурной брани.
Вы спрашиваете о речевой грамотности современников: перегнали ли они в этом вопросе предшественников? Когда я начинала работать, а это было 43 года назад, дети больше читали, речь у них была более развита, лексикон богаче, особенно у старшеклассников. И я по молодости думала,что с каждым поколением дети должны становиться умнее, начитаннее, эрудированнее. На практике получается наоборот. В результате научно-технического прогресса и развития общества дети стараются овладеть в совершенстве информационно-технологическими инновациями. Чтение же постепенно уходит на второй, если уже не на третий план. У нас почему-то начали издавать книги в кратком пересказе. Именно последним современные учащиеся и отдают предпочтение. Изучая литературные произведения, они идут по пути наименьшего сопротивления, следуя принципу: главное - уловить содержание, а детали не важны. К сожалению, это становится болезнью века. И если весь класс полностью прочтет, например, «Героя нашего времени» Михаила Лермонтова, то приятно удивит учителя.
Дети перестают читать, а отсюда и многие их беды. Ведь именно поэтому они не знают значения многих слов, а значит, не могут подобрать проверочные слова, разобрать их по составу. Лексикон у сегодняшних детей, я им в шутку говорю, как у Эллочки Людоедки («Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова). Учащиеся с трудом строят монологические высказывания, им тяжело заменить одно слово другим. Правда, как показывает практика, многие, становясь уже студентами вузов, живя в больших городах, начинают читать запоем. У меня есть, например, такие ученики, которые привозят мне новинки литературы. Так, в свое время, возможно, я одна из первых в Выксе прочитала «Парфюмера» Зюскинда. Да и осмысление многих произведений происходит с годами. Поэтому на наших детях ставить крест нельзя, не такие уж они и плохие.
К тому же, если удастся провести Год литературы на должном уровне, как это было задумано, то это обязательно восполнит пробелы в знаниях родного языка и классической литературы. В свое время Константин Паустовский сказал: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».
Подготовила Наталья Фоминых
В городском округе дан старт Году литературы.
Его торжественное открытие состоялось 4 февраля в ДК металлургов. Приветствуя выксунцев, глава местного самоуправления Игорь Матюков выразил одновременно и радость, и грусть. Ведь до недавнего времени наша страна была самой читающей в мире. Первое лицо округа предложил не выяснять, кто в этом виноват, а призвал делать все возможное для того, чтобы исправить положение и повысить интерес соотечественников к классической и современной литературе и чтению, русскому языку.
Неслучайно Год литературы имеет и свой логотип. Выполнен он в цветах российского флага, на нем изображены профили русских писателей: Александра Пушкина, Николая Гоголя, Анны Ахматовой.
Как отметила заведующая централизованной библиотечной системой городского округа Наталья Гусева, несомненно, литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Именно из книг мы черпаем истинные ценности. «Для кого-то, может, звучит банально общеизвестная фраза: «Книги — источник знаний». Но для меня это истина. Ведь они учат нас мыслить, вырабатывать собственное мнение, развивать воображение».
В Год литературы в нашей стране пройдет очень много интересных, масштабных мероприятий, среди них стартуют такие проекты, как «Литературная карта России», «Книги в больницу», «Лето вместе с книгой» и другие. И, конечно, библиотеки нашего городского округа не останутся в стороне от этих интересных литературных мероприятий. Так, в четвертый раз в Выксе пройдет «Библионочь». Кроме того, городской детской библиотекой совместно с Выксунской ЦРБ уже реализуется проект «Читайте и будьте здоровы». Продолжаются полюбившиеся выксунцам акции «Читальный зал» в городском парке и «Подари книге вторую жизнь». Одним из важных направлений, как в Год культуры, так и в Год литературы, станет издательская деятельность. Так, в 2014 году увидели свет ряд интересных, захватывающих изданий выксунских авторов. В их подготовке к печати принимали участие библиотека «Отчий край» и Совет по сохранению культурного наследия.
Как заметил директор по персоналу АО «ВМЗ» Ришат Валитов, нынешнему молодому поколению предстоит вернуть себе пальму первенства по чтению. И Выксунский металлургический завод по такому важному случаю готов внести свой вклад. На протяжении последних нескольких лет компания активно принимает участие в издательской деятельности местных авторов. В качестве подарка к Году литературы для библиотек округа компания подарит 200 экземпляров двенадцати различных изданий. Все они уникальны - их вы не купите в магазине и не найдете в Интернете. Это книги наших земляков: Ключарева, Антипова, Луговских, а также «Энциклопедия металлургии» в 6 томах.
Год литературы — это повод читать хорошие книги и сохранять культуру, ценности нашей великой страны. Пусть писатели и поэты делятся своим опытом, впечатлениями, а мы, читатели, узнаем новое. И нет сомнений, выксунским молодым авторам литобъединения «Слово» (рук. Алена Баикина), созданного в 2003 году, тоже есть что сказать. Что они замечательно и продемонстрировали, читая свои стихи с большой сцены ДК. А вот вспомнить классику собравшимся в зале помог коллектив народного театра (рук. Сергей Куликов), сыграв отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава».
Пожелаем, чтобы Год литературы был ярким и насыщенным, чтобы свет увидели много новых книг. И как замечательно было бы, заметила Наталья Гусева, если бы при встречи мы вместо банального «Как дела?» говорили: «Что ты сейчас читаешь?»
МУ «ЦБС городского округа г. Выкса»
«Так говорили наши бабушки»
Толковый словарь
Верхневерейская сельская библиотека
Б
Боров — часть трубы, находящейся на чердаке дома.
Божничка — полка, где стояли иконы.
Бабай — старик с котомкой которым пугали детей.
Берда — часть стана, на котором ткут половики.
Бугай — высокий, неуклюжий человек.
Баран — круглое бревно на колодце, на которое была накручена цепь.
Бахилы — большие рабочие сапоги.
В
Вязенка — вязаная шаль.
Вьюшка - углубление в печи, куда вставляли самоварную трубу.
Волочить — обрабатывать землю граблями.
Валек — тяжелая деревянная пластина для выколачивания белья при стирке.
Веретено — круглая, заостренная к низу палка, на которую сматывали испряденную шерсть.
Выпуск — поле,куда выпускали пастись телят.
Венец — нижний ряд бревен в срубе.
Г
Голик — веник из прутьев.
Гостинец — конфета или пряник.
Гольтепа — бедняк.
Ж
Жбан — кадушка.
Жито — хлеб.
Живица — смолистое вещество, выделяющееся при надрезе хвойных деревьев.
З
Задережки — занавески на нижнюю часть.
Заулок — место между печкой и стеной.
Загон — часть пашни, засеянной картошкой.
Зааминить — оградить, лишить злые силы действенности произнесением слово «Аминь» трижды.
Закорки — место за спиной.
Д
Давече — недавно.
Дымоход — отверстие в трубе, где проходит дым.
Дратва — толстые х/н нитки, которыми подшивали валенки.
Дровяник — место, где хранятся колотые дрова.
Днище — дно.
Е
Ендова — эта.
Ересь — ерунда.
Елозить — ползать.
И
Изгородь — забор из досок, разделяющий два участка.
Инда — даже.
К
Кочедык — крючок для вязание лаптей.
Комаха — мелкая мошка.
Кринка — глиняная посуда.
Коромысло — приспособление для переноски воды в ведрах.
Клеть — темная комната в коридоре.
Калитка — дверь.
Кутья — кушанье из риса с изюмом, политое медом.
Койка — кровать.
Кошка — длинный деревянный шест с загнутыми крючками на конце для вылавливания утонувших в колодце ведер.
Н
Набирка — берестяная посуда для сбора ягод.
Ноне — сегодня.
Насест — палки, прибитые к стенам двора, на которых сидят куры.
Намедни — несколько дней подряд.
Накомодник — белая выбитая или вышитая скатерть, которой прикрывали комод.
О
Окромя — кроме.
Омшанник — помещение, где зимой находятся животные.
Образа — иконы.
Околесица — ерунда, что-то непонятное.
Оказия — попутная повозка.
П
Подшторка — выбитая занавеска на нижнюю часть окна.
Пристенок — пристрой к дому.
Подловка — чердачное помещение.
Погребица — верхняя часть погреба.
Повойник — женский головной убор, плотно облегающий голову, надевающийся под платок.
Полати — деревянный настил между боковой стеной печи до противоположной стены избы.
Противень — железный лист для выпекания пирогов.
Прясло — изгородь из досок, разделяющая участки.
Пентюх — неуклюжий человек.
Перевесло — железная ручка ведра.
Р
Рукомойник — умывальник.
С
Смолюшка — смоляное дерево.
Скородить — обрабатывать землю граблями.
Т
Тесак — металлический нож для колки смоляных щепок.
Топчан — деревянна, сколоченная из досок лежанка.
Тачанка — изогнутое железное приспособление для катания зимой.
У
Утирка — полотенце из темной х/б ткани для вытирания рук.
Ухват — устройство для перестановки чугунов в печи.
Ф
Фефела — нескладный, неуклюжий человек.
Х
Хлев — место, где находится корова.
Хворь — болезнь.
Хворать — болеть.
Ц
Цедилка — предмет утвари для процеживания жидкости.
Ч
Чесонки — валенки.
Чувяки — коротко обрезанные валенки.
Чело — отверстие в печи.
Чаплажка — неглубокая кастрюлька.
Черепенька — глиняная чашка для приготовления каши в печи.
Чушки — короткие поленья для печи.
Четверть — стеклянная бутылка, равная ¼ ведра.
Частокол — длинные круглые палки, которыми огораживали место.
Ш
Шесток — место пред отверстием в русской печи.
Шаромыга — человек, который любит поживиться за чужой счет.
Щ
Щеколда — металлическая пластина с рычажком, дверной запор.
Э
Этажерка — предмет мебели вроде полочек, укрепленных на стойках друг над другом.