Новогодние праздники еще свежи в памяти, а кое-кто даже (точно знаю) и елочку не убрали, Козу китайскую дожидаются. В Выксе уже на протяжении многих лет главным культурным событием зимних каникул становится новогодний спектакль в ДК металлургов. 2015 год встречали замечательной «лоскутной» сказкой про Емелю и Щуку. Режиссер Михаил Миронов мобилизовал весь творческий потенциал Дворца, и человеческий, и технический, предложив зрителям еще раз убедиться, что терпение и труд все перетрут, что любовь всегда побеждает, а Дед Мороз — ну конечно же — он существует.
Милая, добрая сказка... Но я, каюсь, не столько следила за сюжетом, сколько разглядывала лоскутное великолепие, удивительную работу декораторов и костюмеров. Валенки... О, какие у героев были валенки! Огромные, с загнутыми носами, просто шедевр дизайнерской мысли. Танцующие «елочки». Снеговики на лестнице (которые вдруг тоже пустились в пляс). Невероятный кропотливый труд.
- Девочки, тут должен целый цех трудиться! - восклицаю я, обращаясь к Марине Белобородовой и Людмиле Пителиной, костюмерам ДК.
- Нет! - отвечают мне. - В этом году времени было побольше, мы справились без проблем сами. А вот к прошлогодней сказке шили все. Даже директор и художественный руководитель. Много же мелких деталей: пуговицы, тесемочки, шторки-дорожки... Коллективный труд, так сказать...
Удачно сказано: «коллективный». Связующим звеном между идеей режиссера и ее практическим воплощением является как раз коллективная мысль декораторов и костюмеров.
Для начала все четверо дружно читают сценарий. Все — это художники Елена Бронова и Наталья Черновскова плюс уже названные костюмеры. И начинается созидательный процесс.
Эскизы делает Елена. Рисует, чертит, показывает коллегам. Тут же появляются уточнения-предложения-идеи-мысли... Одна придумает что-то, другая, третья... На завтра, глядишь, Наташа тащит уже готовое. «Вот, я тут посидела, подумала...» Разногласий в небольшом женском коллективе не бывает — друг друга понимают с полуслова, видят и чувствуют одинаково.
Портфолио будущего гения дворцовского дизайна Леонид Кичайкин, тогда директор ДК, углядел на кухонных шкафах у знакомых, к которым заглянул в гости. Густо расписанные под хохлому дверцы и ящички так поразили видавшего виды культработника, что он тут же поинтересовался: кто же такой мастер? И скоро Лена Бронова была принята в штат ДК. Ее таланту и творческому мышлению здесь удивляются каждое мероприятие. Елена очень любит работать с тканью, драпировки в ее руках обретают душу, особый смысл и в сочетании со светом создают на сцене ту особую атмосферу, в которой актер чувствует себя «дома».
Рукодельница Наталья Черновскова на лету подхватывает Ленины идеи, додумывает их, обогащает десятками мелких деталей и претворяет в жизнь. О том, что руки у Наташи поистине золотые, скажет во Дворце каждый. Тихая, добрая женщина просто не умеет делать плохо. А уж в работе с поролоном ей нет равных! Те самые валенки, что поразили меня на новогоднем представлении, - Наташиных рук творение. И ростовые куклы, которыми так гордится Дворец. И снеговики... Коллеги только руками разводят: откуда что берется?! Лица кукол, их «характер», индивидуальные черты — Наталья создает это спонтанно, как-то «вдруг». Вот ничего не было — и пожалуйста вам! А ведь объемные фигуры — это еще и математика. Рассчитать, вырезать, склеить, учесть пропорции... И все это тихо, спокойно, как-то незаметно. В этом вся Наталья.
Наряды для снеговиков — это уже дело рук костюмеров. Каждый персонаж обшивается индивидуально.
… Вот Емеля. В чем он должен быть? Кафтан, штаны, заплаты. Один лоскут приложили, второй. Так не нравится. Лучше вот так... И получилась лоскутная сказка. Шить ее начали с середины ноября. С 1 декабря вплотную приступили к костюмам персонажей. Парчи и бархата даже на царские наряды, разумеется. никто не припас. Исходят из того, что есть. Бегают по местным магазинам, едут в Нижний.
Марина Белобородова по образованию — закройщик верхней женской и детской одежды. Во Дворце работает 25 лет (на днях юбилей будет). Но за эти годы пристрастия ее не изменились: мастерица любит плотные ткани, а вот тонкие материи (вуальки всякие и органза) ее вовсе не вдохновляют. Хотя, если надо, может и свадебное платье пошить. Марина Михайловна — родная мать актерам во всех отношениях. Пошить костюм — это само собой. Его ведь после спектакля надо постирать, отгладить, подштопать, если вдруг какой конфуз. Скоморохов нынешних обстирывала каждый день — парни возле елки два представления попрыгают, так их выжимать можно... Дед Мороз подолом шубы полы подметает — опять Марине Михайловне забота. Самым памятным своим произведением Марина считает кивера для костюмов барабанщиц. Интернета не было, журналы, понятно, выкройки киверов тоже не печатали. Спасли гости — во Дворец приехали выступать московские барабанщицы. У них-то и подглядела технику. Дальше, по собственному утверждению, методом тыка создала одни из самых ярких костюмов.
А вот Людмила Пителина не может забыть Кощея из «Лукоморья» (сказка двухлетней давности). Долго не давался ей мрачный персонаж Андрея Годова. Носилась с ним, носилась. Тысяча вариантов, и ни один не нравится. Осенило ночью на кухне. Говорит, будто включили в голове что-то. И к утру идея была готова. Люда — тоже профессиональная швея. С ДК свою судьбу связала с 2003 года, и с тех пор не мыслит своей жизни без этой творческой суеты. К ней бегут советоваться «восточницы», хореографы и сами актеры. Вечно ищущая, неугомонная натура Людмилы — залог того, что ее костюмы — всегда находка, всегда что-то необычное, интересное.
Кого только эта неугомонная четверка не шила. Мыши были, кошки были, сова была, дракон был, щука была, принцесс и принцев — целое ведро. Цветы, бубенчики, строгие концертные костюмы, километры драпировок и «задников». Елок вот пошили целый взвод - двенадцать штук. Детище Марины Михайловны, ее мечта. Признается, что после пятой елки уже подташнивать начало, к десятой она уже тихо ненавидела эти костюмы. Людмила по этому поводу смеется: потому и не бывает двух совершенно одинаковых костюмов. Они все равно отличаются друг от друга. Здесь тесьму иначе пришьешь, там узор по-другому расположишь... Креатив, одним словом.
что думает о творческом квартете главный человек в ДК — директор? Наталья Осипова задумывается, но лишь на мгновение:
- С ними очень легко работать! Они все понимают с полуслова. Я вижу второй год их высокую отдачу, вижу, как они всю душу вкладывают в то, что делают. Каждый костюм — он дышит, он несет тепло их рук. Каждая из них уникальна, причем не только своими профессиональными навыками, но и человеческими качествами. Каждая из них очень добрый, понимающий человек, но при этом каждая имеет собственное мнение, что очень важно на этом поприще. Судьбы у всех разные, но ни одна из них не потеряла своей женской сущности, что для художника (а они и те и другие, художники) особенно важно. Когда они работают вместе — у них полное взаимопонимание. И я ни разу не видела, чтобы они испугались какой-то работы, даже самой сложной. Задумаются, прикинут, и за дело. И хозяйственная жилка есть у каждой. Для нас это немаловажно — бюджеты, как правило, не безразмерные. И девочки подходят с настоящей рачительностью к каждой тряпочке.
Кто бы ни обратился к ним за помощью — никогда не откажут. Никогда ничего для себя не просят. Вот просидят до ночи, утром ранехонько на работу придут, но чтобы потребовать отгул или бонусы какие — нет. Но они знают, что директор всегда пойдет им навстречу, едва возникнет необходимость.
Лена Бронова очень сильна в разработке дизайна, кажется, у нее в голове неиссякаемый источник идей. Для Дворца такой человек — просто сокровище! Она генерирует, придумывает, рисует, а костюмеры дорабатывают ее эскизы. Надо заметить, они все очень спокойные люди, что помогает им находить общий язык в творческих процессах.
Люда производит впечатление порывистой, стремительной, но на самом деле она тоже очень сдержанный человек. Ее любят, мне кажется, за непосредственность, за то. что есть в ней озорство какое-то, несмотря на то, что она - мама, семья на ее плечах.
Марина Михайловна — это вообще уникальный, безотказный человек. Вот пример: на всех мероприятиях она занимает место за сценой. Грамоты и подарки (а их, как правило, гора, и все это происходит быстро) подать ведущим и ничего при этом не перепутать - это очень ответственно.
Наташа Черновскова - самая скромная. Я долго ее для себя понимала. Она кажется внешне незаметной, но за этой скромностью такое творческое начало, такая деликатность и чуткость скрываются! .Наташа очень кропотливый человек, и у нее золотые руки.
Меньше двух месяцев остается до очередной Театральной недели. У костюмеров пока затишье: актеры-режиссеры прибегают, как правило, «впритык». Но цейтнот здесь — дело обычное. Вопреки народной мудрости, у девочек даже глаза не боятся. А руки — руки делают. Да так, что всем на зависть, Дворцу на гордость!
В гости к мастерицам ходила Алена Баикина