Виртуальная Выкса

Выкса сегодня

/ Культура / 150 лет Иверской обители на Выксе. История одного захоронения


Календарь

« Ноябрь 2014 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

150 лет Иверской обители на Выксе. История одного захоронения

дата: 12.11.14   добавил: DDZ   источник:


Лет шесть тому назад с удовольствием прочел статью сотрудника научно исследовательского предприятия «Этнос»,ведущей организации Нижнего Новгорода в области разработки проектов реставрации памятников архитектуры и реконструкции объектов историко-градостроительной среды А.И.Давыдова "Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря".История строительства уникального, для нашей местности храма, к счастью сохранилась в Нижегородских архивах.Давайте вспомним. Цитирую А.И.Давыдова.
« 1 июля 1896 года последовал указ Нижегородской духовной консистории игумении Выксунского Иверского монастыря Павле, разрешивший начать возведение трехпрестольного храма. Как явствует из монастырского отчета, его закладка состоялась в том же году (выложен бут и часть стен подвального этажа).
Однако официальные торжества по случаю начала строительства Троицкого состоялись лишь через год, 17 августа 1897 года. «Торжество закладки совершал преосвященнейший Аркадий, епископ Балахнинский, в присутствии г. товарища обер-прокурора Святейшего Синода тайного советника В. К. Саблера». Присутствовали представители московского и тульского купечества, на чьи средства возводился храм, корреспонденты московских газет и др. «По прочтении нижегородским кафедральным соборным протодиаконом надписи на серебряной плите об основании собора, преосвященным был положен первый камень, следующий камень положил В. К. Саблер».
Ежегодные монастырские отчеты позволяют проследить темпы строительства собора:
1897 год – «работы ... закончены ... выкладкою стен здания на 2 арш. от уровня земли с облицовкой цоколя из белого камня».
1898 год – «работы ... закончены ... выкладкою стен здания на 18 арш. вышины от уровня земли, на 30 арш. пилонов».
1899 год – «работы по постройке храма состояли в кладке стен его, возведенных на высоту 29 арш.».
1900 год – «работы по постройке ... храма состояли в конечной выкладке стен и сводов куполов высотою в 45 арш., а по углам до сводов – 38 арш.».
1901 год – «работы по постройке ... состояли в окончательной выкладке четырех куполов, кроме среднего большого, постановке глав на них, крытых железом, в кладке главного западного входа (паперти), стены которого возведены на высоту 4-х саж.».
1902 год – «работы по постройке ... состояли в окончательной выкладке главного купола, постановке на него главы, крытой железом, и увенчании [всех пяти глав] вызолоченным чрез огонь крестами, выкладке свода и купола паперти с постановкою на нем главы и штукатурке всего храма снаружи и частью внутри».
1903 год – «работы по постройке и внутренней отделке ... состояли в кладке подпольных сводов, в устройстве хор и железной лестницы на них, постановке части каркаса для иконостаса, выкладке боковых папертей, постановке глав на них и вызолоченных чрез огонь крестов и в окончательной штукатурке внутренности храма».
Небезынтересно заметить, что проверкой губернского инженера А. Р. Станкевича было установлено, что работы по устройству хор оказались выполнены некачественно: «... Десятник сообщил мне, что в массу бетонных сводов не закладывались железные каркасы из прутьев. Свод без каркаса разрушается моментально, а с каркасом разрушение свода не влечет за собой катастрофу, так как груз повиснет на железных прутьях, если только каркас продолжен и за пяты свода по опоре. Итак, отсутствие каркаса в бетонной массе свода ... дает новый повод к опасению за нее ... Очевидно, каменщики работали совершенно самостоятельно, без надзора со стороны лица с высшим техническим образованием». Какие последствия имело заключение А. Р. Станкевича по архивным документам не устанавливается. Вместе с тем, его выводы сопровождены чертежами, которые дают представление об устройстве хор в Троицком соборе.
Дальнейший ход работ характеризуется следующим образом:
1904 год – собор был окончен постройкою вчерне, «работы по внутренней отделке его состояли в выкладке полов из металлических плит и паркета на хорах, в установке иконостаса».
1905 год – «работы по внутренней отделке храма состояли в выкладке полов из металлических плит и паркета на хорах, в установке иконостаса и в окраске наружных стен его».
1906 год – «по внутренней отделке ... не достает части иконостаса». Монастырская летопись под этим годом добавляет, что «работы по постройке иконостаса прекратились за неимением средств».
В 1907 году под Троицким собором была устроена усыпальница, где был похоронен крестьянин деревни Борисовка Угличского уезда Ярославской губернии Г. Ф. Шустров. Какое отношение имел покойный к монастырю и почему он удостоился чести быть погребенным в соборе архивные документы умалчивают. Но для нас важен сам факт существования под собором (правда, в каком месте не известно) помещения-усыпальницы.»
Заинтересовал меня последний абзац из приведенного текста. Пришло время разобраться.
Случается и такое, что в поисках идешь в совершенно противоположную сторону. Так и произошло. Мое сознание упорно не хотело видеть букву Р в фамилии крестьянина Шустрова. Так я и познакомился с иконописными артелями Ярославской губернии. С творчеством братьев Афанасия и Ивана Шустовых, их отца Андрея Емельянова Шустова, детей Козьмы и Логгина. Только в Ярославле братья Шустовы участвовали в росписи семи храмов, под руководством Афанасия расписан собор в Туле (1765-1766). Из сохранившихся, наиболее известна икона "Спас Великий Архирей" (1747) Афанасия и Ивана Шустовых. На этой редкой по иконографии иконе Христос изображен в виде царя и первосвященника ( на основе текстов 1-го Послания Апостола Павла к Тимофею).Замкнуть логическую цепочку о росписи нашего собора потомками знаменитых артельщиков не удалось. Да и , слава Богу.
Следующий этап поисков был более плодотворным. Более прозаичным, но что поделаешь...
… Давайте вернемся к тексту А.И.Давыдова. С 1904 года темпы работы на строительстве храма падают. Три года в отчетах одно и то же. «Укладка полов, паркета на хорах, устройство иконостаса…» В 1906 году «работы по постройке иконостаса прекратились за неимением средств». И возобновились после того, как «в 1907 году под Троицким собором была устроена усыпальница, где был похоронен крестьянин деревни Борисовка Угличского уезда Ярославской губернии Г. Ф. Шустров». За три года до полного окончания работ по строительству. Торжество освящения главного престола во имя Святой Живоначальной Торицы состоялось 16 августа 1909 года. В нем приняли участие архиепископ Нижегородский и Арзамасский Назарий, епископ Муромский Евгений, «а также и многие из благотворителей и попечителей обители».
Еще несколько лет ушло на устройство в храме приделов во имя Вознесения Господня и во имя Всех Святых. Они были освящены, соответственно, 18 и 19 августа 1912 года митрополитом Московским Владимиром, епископом Нижегородским Иоакимом, епископом Угличским Иосифом в присутствии обер-прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера, нижегородского губернатора А. Н. Хвостова и многочисленных гостей – «благодетелей обители». Заметьте, список гостей не озвучивается, а не упомнить епископа Угличского нельзя, правила обязывают. Опять ниточка тянется в Ярославскую губернию.
Богослужение в храме было прекращено в 1919 году в связи с закрытием монастыря новыми властями. Летом 1927 года, в преддверии годовщины Октябрьской революции, храм был взорван. Всего десять лет. Еще около ста на осознание…
Ну да ладно, вернемся к нашему крестьянину. Кто он? Подпольный миллионер? Неизвестный святой?
Далее еще интереснее. Давайте перенесемся в Питер. В Купчино. На пересечение улиц Димитрова и Белградской. Зачем? На этом месте пятьдесят лет стоял деревянный храм. Закладка храма состоялась 18 июня 1906 года. Храм освятили 1 ноября 1906 года. Обряд совершил настоятель церкви Волковского кладбища протоиерей Николай Петрович Вишняков, магистр Петербургской духовной академии. Новая церковь была освящена во имя Преподобного Герасима в память о Герасиме Федоровиче Шустрове крестьянине деревни Борисовка Угличского уезда Ярославской губернии. В храме было установлено вечное поминовение за каждой Литургией на проскомидии Герасима, и ежегодная, третьего марта, заупокойная служба и панихида по почивающему Герасиму.
Ну, вот и познакомились.
Герасим Федорович Шустров умер 3 марта 1906 года. В этом же году в память о нем освящен храм в Купчино и в следующем 1907 году его бренные останки перезахоронены в Выксе. В Троицком соборе Иверского монастыря. Вот такая вот история. Стала она возможна благодаря племяннику Герасима Федоровича.
Иван Дмитриевич Шустров 1857 года рождения, торговец, потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии, благотворитель. Происходил из крестьян деревни Борисовка Угличского уезда Ярославской губернии. Проживал с семьей в Петербурге на набережной Фонтанки дом 91. Имел несколько мясных магазинов, доходных домов. Был членом товарищества, которому с 1911 года принадлежал курорт Гурзуф, членом попечительского совета коммерческого училища, членом попечительского комитета Николаевского дома призрения. Упоминается как староста церкви во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского. Именно он предложил пожертвования на постройку храмов в Купчино и в Выксе и с его помощью они были приведены к завершению.
Вопрос, почему богатейший человек Иван Дмитриевич Шустров так относился к Герасиму Федоровичу, требует своего ответа, но… Отношения дяди и племянника это другая история. Хотите- исследуйте.
А я только постарался заполнить одну из множества белых страниц истории моей родной Выксы.



Комментарии: 31767
Алла Соловьева   |   12 января 2015 - 01:02

Шустровы всегда окутаны тайной.Был ли брат Сергей у Герасима?

Алла Соловьева   |   12 января 2015 - 01:06

И ещё,не устанавливался ли в 1970-х в этом районе бюст кому-либо из Шустровых(или без указания кому)???

Елена   |   6 июня 2018 - 01:07

Деревня. из которой были оба Шустрова. называется Борисовское. рядом с Ильинским в Углическом районе. Она и сейчас есть. Иван Шустров , став богатым купцом, каждый год приезжал в родную деревню и устривал для земляков богатое даровое застолье.В деревне он построил часовню /сейчас нет/ и большой собственный дом, который он потом передал под школу. Герасим Шустров был спонсором постройки и других церквей в России.Пишу об этом, так как мой прадед был тоже из этой деревни и дружил с Иваном Шустровым.




© 2005-2024 «Виртуальная Выкса» | Дизайн и верстка «Виртуальная Выкса» | admin@wyksa.ru
по вопросам размещения рекламы - cmi.zloy@gmail.com, тел. 89040596588
При любом использовании материалов сайта ссылка на wyksa.ru обязательна