Именно этому человеку, который поднимает нас на начальную ступеньку знаний, мы отводим особое место среди других замечательных педагогов. Именно от него, придя первый раз в первый класс, мы ждем чуда.
В преддверии Дня учителя о своей первой учительнице рассказывает глава местного самоуправления городского округа Выкса Игорь Матюков.
- В воспоминаниях от первого сентября 1976 года, пожалуй, осталось море цветов, чувство необыкновенного волнения, я бы даже сказал, трепета. Тогда это было событие! За давностью лет, конечно, уже стерлось лицо учителя — каким я увидел его впервые, но остались чувства, которые легли на сердце и осохранились на всю жизнь. Зовут мою первую учительницу Любовь Ивановна Ситкова. От того времени остался образ (даже не знаю, насколько он соответствует действительности): учительница была высокой, стройной, и у нее были распущены волосы. Она казалась строгим педагогом, порой ругала нас за шалости, но при этом всегда окружала своей заботой и добротой. Уже сейчас я понимаю, что Любовь Ивановна, как и все мы, не была абсолютно благополучным человеком, у нее бывали трудные моменты в жизни, но в школе она всегда светилась искренней улыбкой, которой неосознанно заражались и мы, ее ученики. Главное, чему я научился у Любови Ивановны, — жизнелюбие. И сейчас я знаю, как это качество важно для человека. Ведь именно с такими людьми приятно общаться, к таким тянутся...
А вот каким предметом больше всего увлекли первые школьные годы, затрудняюсь сказать. Нам тогда интересно было все. Мы ведь нечитающие в школу шли, ничего не умели. Это сейчас дети в первый класс идут подготовленные. А мы и учились-то только в школе. В остальное время у нас было детство, и мы бегали с ребятами во дворе, играли. Я очень люблю учиться и не исключаю, что это качество тоже привилось с начальной школы. Хотя не буду врать, оценки у меня были всякие. В первом и втором классе я был круглым отличником, потом стали «промелькивать» и четверки.
Какого чуда я ждал, отправляясь в первый класс? Наверное, никакого. Я уже тогда понимал, что вступаю во взрослую жизнь. Если раньше я позволял себе сбежать из садика, то в школе не забалуешь, там придется отвечать за свои поступки перед строгой учительницей. Азы ответственности заложила в мой характер именно она. Я осознавал, что спуску не будет, что педагог непременно должен держать нас в строгости. И вдруг неожиданно для себя открыл, что первая учительница - сама доброта! Вот это и было для меня чудом.
Еще мне запомнилось, что Любовь Ивановна смогла наладить хороший контакт с нашими родителями. Она была как своя, знала о всех проблемах, которые были в наших семьях. Удивительное взаимопонимание между родителями и учителем! Впрочем, иначе и не могло быть - они сообща работали для достижения единого результата, во имя того, чтобы вырастить хорошего человека. Сейчас другое время, и мы живем уже даже в другом государстве (в конце 70-х был СССР), поэтому и отношения между отцами и детьми, а также учителями иные. Сегодня дети знают свои права, но забывают обязанности, а родители выдвигают повышенные требования, с себя снимая последнюю ответственность. У нас же было тогда одно право — учиться и отвечать за учебу.
Еще Сократ заметил, что «молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят с родителями, жадно глотают пищу и изводят учителей». Сложность профессии учителя и состоит в том, что порой нужно прожить целую жизнь, чтобы увидеть результаты своего труда. Пожелаем нашим любимым педагогам здоровья, долголетия, признания учеников, удовлетворения результатами своего труда, чтобы, оглядываясь назад, они понимали, что прожили жизнь не зря.
А что помнит о том далеком 1976 году отличник народного просвещения, учитель высшей категории с 40-летним стажем, мы спросили у нее самой. - Сколько лет уже прошло, а я каждого ученика помню по имени. Ребята 1976 года — это мой второй выпуск. Я тогда только начинала работать после Арзамасского педагогического института в школе №6, была молодая, незамужняя. Все время, с утра и до пяти часов вечера, проводила с детьми в школе, учила с ними домашние задания.
Я всегда перед собой ставила цель, чтобы дети с удовольствием ходили в школу, старалась воспитывать в них доброту. Что касается Игоря Матюкова, то он никогда не выделялся на фоне остальных детей, был очень скромным и стремился всем помочь. Это качество в нем сохранилось до сих пор. Как сейчас помню, сидел он на третьей парте второго ряда. У него рано умер отец, мама их с братом воспитывала одна, имела рабочую специальность. Все, чего он достиг в жизни, то только своим трудом, без протекций. Кстати, я учила не только Игоря, но и одну из его дочерей, Анастасию, но уже в школе №9.
В далеких 70-х в классе было 40 с гаком человек. Тех, кто сидел за последней партой, не было видно. И ведь все успевала, каждому могла уделить внимание! У меня никогда не было конфликтов с учениками. Для меня все дети всегда были равны. Я троечников любила даже больше, чем отличников, потому что у них душа всегда была нараспашку.
Еще мне запомнился такой случай. Был сентябрь, тогда отопление долго не давали в школах, и столовая еще не работала. Дети приносили еду из дома. После второго урока наступал самый долгожданный и счастливый момент - из портфелей доставали все принесенное и сообща уплетали за обе щеки. А сколько мероприятий довелось провести с учениками: конкурсы чтецов, постановки сценок, утренники, викторины! Как-то с третьим классом пошли в поход. Один ученик очень любил петь русские народные песни. Вот он и затянул: «Ой, мороз, мороз», да так всех завел, что ребята шли, обнявшись за плечи, и пели.
За трудовую практику были и казусные случаи. Так, в преддверии Международного женского дня подвыпивший отец решил поприсутствовать на уроке чтения. Разбирали тему воспитания любви к маме. Гость послушал-послушал, да и обиделся. По его мнению, не только матери, но и отцы любят своих детей. Пришлось объяснять, что об этом на уроках тоже говорится.
Я старалась все сердце и душу отдавать детям. На три года я становилась для семьи ученика, можно сказать, родственником, своей. Мне могли позвонить в любое время дня и ночи и по любому поводу. Контакт с родителями тогда найти было проще, нежели нынешним учителям. Надо сказать, что тогда «звездочек» в классе было не много. Это сейчас дети подготовленные идут в школу, а ведь тогда даже существовали так называемые классы «выравнивания». Несмотря на это все вышли в люди.
Ученики не забывают меня и сейчас, поздравляют с праздниками, звонят. С ребятами первого выпуска мы 15 лет назад отмечали мой 50-й день рождения. Любимые ученики на юбилей приезжали даже из Владимира. За продолжительную педагогическую жизнь были и подарки от учеников. Особенно я всегда ценила те, которые сделаны их руками. Был у меня мальчик, который подарил мне 6 рисунков. На одном из них я стою у доски, на другом — выхожу из автобуса, на третьем — гуляю с собакой... А ведь это дорогого стоит, согласитесь! И я их все сохранила, а когда ученик вырос и пригласил меня на свою свадьбу, то я показала его шедевры, о которых он, конечно же, к тому времени благополучно забыл.
Как-то раз моя мама намекнула, что профессия учителя дала мне совсем немного. Кто-то, например, сумел построить трехэтажный особняк, кто-то ездит на «крутой» машине, а я... На что я ей возразила: «И ты думаешь, что эти люди счастливее меня? Нет. Счастье — это, когда к тебе навстречу бегут и обнимают 30-40 учеников, и спустя не один десяток лет ты знаешь, как сложилась жизнь каждого, можешь порадоваться за них.
Счастье - это когда ученик, если он заболел, переживает, как же без него будет вести уроки Любовь Ивановна! Только за одну эту фразу учитель готов отдавать сердце детям.
Наталья Фоминых.